Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Ад внутри

«Гамлет (Сумарокова)» Театр Человек, режиссёр Владимир Скворцов, 2019

Спектакль начинается с протяжённой паузы, во время которой успеваешь разглядеть всех героев, находящихся на сцене, и догадаться – кто из них есть кто. Светлый матерчатый задник представляет собой оммаж «Гамлету» Любимова-Боровского-Высоцкого – перевёрнутый крест с таганского задника-стены, перечёркнутый большим иксом, указывающим, что это будет совсем другой «Гамлет». Общее с шекспировской историей здесь лишь одно – исходное событие, случившее до начала пьесы, убийство отца Гамлета и незаконный захват трона Клавдием. Весь остальной событийный ряд тут другой. Здесь не нужно устраивать никакой «мышеловки», чтоб удостовериться в вине злодея, здесь всё ранее случившееся всем известно – кто и как убил, исполнитель – Полоний, замысел и концепция – Клавдий и Гертруда. Здесь из груди Полония весь спектакль торчит рукоятка кинжала, когда кто-нибудь трогает или случайно задевает её, тот морщится от боли, воткнутый в него кинжал – это символический знак свершённого им преступления и одновременно – отметина неизбежной мести.
Режиссёрский ход, с помощью которого построен спектакль – как бы двойное существование персонажей, сосуществование в них человека и символа, такие на них символические костюмы, так устроены мизансцены, так организован звуковой ряд, так подаётся стихотворный классицистский текст, что в каждом из четырёх главных героев зритель видит и живого человека с его страстями-идеями-поступками и со сбивчивым воспалённым дыханием, и одновременно – символическую фигуру убийцы-злодея, у каждого из которых свой кипящий ад внутри. Диапазон этого внутреннего ада широк, тут и мучительно раскаивающаяся и раскаявшаяся злодейка – «разверсты пропасти, и ад меня пожрёт», тут и злодей упёртый, но страшащийся этого своего ада – «и этот ад теперь всегда со мною?», тут и злодей без границ, вырастающий в настоящего упыря, тут и злодей потенциальный, в котором пока лишь дух смутился, его внутренний ад – это ад выбора: убить или не убить, финал – открытый, спектакль заканчивается тем же его вопросом к самому себе, которым он открывался – «Что делать мне теперь?», впускать ли внутрь себя ещё и ад злодейства или нет? Почему-то хочется, чтоб он этого не делал.

Гамлет (Сумарокова)
Tags: Скворцов, Сумароков, Человек, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…