Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Гагарин! Я вас любила...»

Ксения Драгунская «Яблочный вор» Театр Сатиры, режиссёр Ольга Субботина, 2003

Куриный и женский грили
По краям таинственно затемнённой сцены «Чердак Сатиры» стоят две стойки, обёрнутые в тонкую, колышущуюся от дыхания зрителей, серебристую бумагу. Зажигается свет, выходят артисты, «тайна» исчезает - сцена практически пуста:
- лишь посредине стоит кресло-качалка, в нём «живёт» главная героиня, Аня Фомина (актриса М.Голубкина);
- над сценой висят провода и телефонные трубки – с помощью этого коммуникационного оборудования, Аня общается с внешним миром.
Артисты срывают обёрточную бумагу со стоек – на правой, словно в гриле, кружатся металлические куриные тушки, на левой вертятся кусочки женских туловищ – бёдра, груди, животики и лобки. Эта феминистская мысль – «женщины потребляются в этом мире, построенном мужчинами, точно также, как и куры-гриль», так зримо визуализированная художницей-сценографом Чернышёвой, как оказалось, в спектакле никакого развития или продолжения не получила, вскоре после начала про «грили» актёры и зрители забыли, а в перерыве стойки даже были прикрыты газетками. Спектакль оказался совсем о другом.

Ни о чём
О чём же спектакль? О чём пьеса? – Ни о чём… и обо всём. О жизни Ани Фоминой. http://sibaltera.lvs.ru/NewWriting/Plays/Msk/dragunskaya_appleth.htm
Пьеса написана в жанре обозрения, какая-либо интрига практически отсутствует: на даче живёт Аня – маленькое, худенькое, хмурое, сумрачное, неулыбчивое существо, постоянно пребывающее в состоянии хандры и раздражения. В неё влюблены и влюбляются все мужчины-герои спектакля:
- Петя, перелётный еврей (это он сам себя так называет) из Израиля;
- Сергей Степцов, её бывший сокурсник по Литературному институту (как и Петя), а ныне владелец ларьков, заводов, фабрик и пароходов;
- Август, экстрасенс, жених её подруги Шуры Дрозд, которая озабочена идеей-фикс: выйти замуж.
Спектакль собственно и состоит из разговоров Ани с влюблёнными в неё мужчинами, подругой и с мальчиком Никитосом. Подруга приезжает к Ане, чтобы показать ей одного своего жениха, и рассказать про второго – космонавта, который в этот самый момент передаёт радиопривет своей невесте из космоса – по его заявке для неё исполняется песенка «Гагарин»:
«Он обернулся - простой такой
И белозубый, и не знакомый.
Пригладил волосы рукой
...
Гагарин! Я вас любила...»
Мальчик вставлен в пьесу, видимо для того, чтобы в его диалогах с Аней показать, какая она непосредственная. Результат получился абсолютно противоположный – мальчик, как и большинство детей на театральной сцене был несколько скован, ну а актриса, играющая Аню была просто «деревянной» в этих эпизодах. Детские разговоры про «сюси-пуси», которые ведёт Аня Фомина с Никитосом, взяты драматургом К.Драгунской из её же собственной детской книжки «Вспоминанья» http://epampa.narod.ru/dragunskaya/vsp.html

Мужчины
Жидовская морда (так его называет Аня) Петя – богат, но чудаковат. Например, он собирается срочно уехать в Пензу (или в Пенту?) – ему сообщили, что один день в году тамошние классные шлюхи отдаются по 100 баксов, вместо обычных 500. Богача Сергея, который любил её все годы литературной учёбы и ещё 6 лет, Аня тоже сторонится до тех пор, пока он не разорился, не задолжал крупную сумму, и его не поставили «на счётчик». Тут она проявляет к нему интерес, это понятно – он ведь сразу стал хорошим – НАШИМ. Аня ведь не богата – крыша её дачного домика течёт. А.Фомина из хорошей семьи: на даче есть телефон (не мобильный!), сама дача находится в каком-то писательском кооперативе (видимо её папа был писателем) – по соседнему участку бегает голый сосед, знаменитый детский писатель, живой классик, любимец детворы. К сожалению, помочь Сергею Аня уже ничем не может: его заветное желанье - вымыть её волосы, а у неё буквально несколько дней назад случилась травма головы, и её в больнице постригли наголо. Сергей уезжает на BMW воровать яблоки, Аня не едет с ним, так как в августе яблоки ещё не спелые, но она обещает ему, что 15 октября они обязательно встретятся. В назначенный день она приходит к «империи» Сергея, а там … ничего нет – ни ларьков, ни Сергея. Два месяца назад в яблочном саду его застрелил из ружья пенсионер, хозяин участка. Аня плачет, из-за кулисы выходит Сергей, кушает яблоко, смеётся, он доволен: «Она плачет из-за меня!»

О том, чего не было
Аня, по замыслу драматурга, видимо, безответно влюблена в кого-то. В самом начале спектакля она ждёт звонка, прерывает Петю, но никто не звонит. Потом вдруг звонок приходит – «Ты меня любишь? Скажи мне. Ты меня ещё любишь?» Аня: «Вы не туда попали!» И всё. И опять следуют бесконечные разговоры с Петей, Шурой, Никитосом. Неудача спектакля - прежде всего в том, что весь этот ужас безответной любви в пьесе не развёрнут, не показан. Режиссёру и актрисе просто негде и не на чем вести эту тему, а без этой драмы Аня Фомина превращается просто в скучную занудную девчонку. В спектакле Аня постоянно заводит разговор о снеге: про то, как он тает, как падает, как он знает, что скоро растает, это не случайно - пьеса и, соответственно, спектакль «Яблочный вор» своей аморфностью, рыхлостью, напоминает подтаявшие, грязноватые кучи мартовского городского снега. Смысл этого рыхлого спектакля мне увиделся таким - автор пьесы классная девушка, все в неё влюбляются, но ей просто не везёт - они либо жиды (так в пьесе и в спектакле), либо она их не любит, либо их отстреливают.
Яблочный вор
Tags: Драгунская, Субботина, Театр Сатиры, театр
Subscribe

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…

  • эгоизм vs. любовь

    Студентка / L'etudiante, режиссёр Клод Пиното / Claude Pinoteau, Франция, Италия, 1988 Впрочем, любовь не заглядывает в метрические записи. Никто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment