Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Гармония небес

Феллини, Доницетти, Россини, Верди «Репетиция оркестра» Детский музыкальный театр Сац, режиссёр Георгий Исаакян, 2014

Репетиция должна доставлять радость. Потому что на репетицию уходит половина каждого дня по всей жизни.
Анатолий Эфрос. «Репетиция – любовь моя» (1975)


В спектакле Феллини играют те, кто в программке обозначен как «музыканты», солисты театра, они рассказывают на телекамеру о своих инструментах и ... бунтуют. Рассказ они ведут речитативом, звучит он красиво. А оркестранты под руководством итальянского супердирижёра репетируют, играют Верди, Доницетти и Россини. Оркестр представлен в спектакле и как строгая иерархическая музыкальная структура, где у каждого своё место и на сцене, и в звучащей музыке, и как остро конкурентное сообщество, где каждый считает, что его инструмент главный, и как стихия, которую укрощает дирижёр и как бы организовывает директор, а профсоюзный активист только лишний хаос вносит, оркестр – это и рутинная работа, звучит музыка, видеокамера движется по оркестру, и на экране видно, что те, чей инструмент сейчас молчит, заняты своими делами – кто-то вяжет, кто-то наливает себе из термоса кофе, кто-то перекусывает. «Музыканты» в интервью для телевидения рассказывают каждый о своём инструменте – скрипка, виолончель, арфа, ударные, фагот, труба, флейта, тромбон, бас-туба, …
Музыкальные отрывки, что звучат на репетиции оркестра, подобраны так, что с одной стороны, являют чудесную красоту оперной музыки, играют ведь мировой оперный топ – увертюра из «Травиаты» звучит как приглашение в волшебный мир оперы, с другой стороны, почти в каждом фрагменте есть солирующий инструмент, и этот отрывок начинают играть сразу за рассказом музыканта. Флейта перекликается, конкурирует с сопрано в арии Лючии ди Ламмермур «II dolce suono...», виолончель – тоскует в соло из «Вильгельма Телля», труба рулит триумфальным маршем из «Аиды». Симоне Фермани дирижирует выразительно, невероятно экспрессивно, выделяя солирующий инструмент, который слышно и отдельно, и в оркестре. Ну а финал увертюры «Вильгельма Телля» – это сольный номер самого дирижёра, этой бурной музыкой он заводится сам и заводит и оркестр, и зрителей.
В завершении спектакля звучит самая драматическая, самая мощная из вердиевских увертюр, из «Силы судьбы», на большом экране – оркестр и пульсирующий музыкой дирижёр, в финале увертюры, когда музыка как бы воспаряет и драматические коллизии разрешаются гармонией, камера воспаряет вверх, под колосники, потом ещё выше, ещё … и вот на экране – крыша театра, музыка вместе с видеокартинкой летит всё выше и выше, вот рядом с театром – круглое здание цирка, вот университет, выше и выше, камера уже в облаках, сквозь их просветы можно видеть всю Москву целиком, прямые линии проспектов и извилистая змейка Москвы-реки, выше … выше … в космос. Музыка, гармония небес.

Репетиция оркестра
Tags: Верди, ДМТ Сац, Доницетти, Исаакян, Россини, Феллини, опера, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…