Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Любовь людей

Евгений Замятин «Мы» Большой театр кукол, режиссёр Руслан Кудашов, 2009

Куклы – идеальный инструмент для воплощения на театре замятинской антиутопии о едином тоталитарном государстве Мы. В чёрном пространстве дюжина актёров-кукловодов в одинаковых чёрных комбинезонах и шапочках, в руках у них одинаковые белые куклы-каркасы, с безликими «яйцами» вместо лиц. Это номера единого государства, они маршируют по расписанию чётко по расчерченным линиям, ходят на общие собрания, правильно голосуют в единый день всеобщего волеизъявления, исправно выполняют свои обязанности по розовым талонам в соответствии с сексуальным табелем. На высоте человеческого роста натянут красный шнур-разделитель, и освещение в групповых сценах поставлено так, что подсвечиваются белые куклы-номера, а лица актёров, расположенные ниже шнура, почти не различимы.
Любовь. Когда она случается и происходит между номерами I-303 (она) и D-530 (он), номера исчезают, вместо кукол-номеров на сцене люди, и все пять-шесть их любовных свиданий-встреч играют разные пары актёров, все те, кто был безликими номерами, лица влюблённых светятся любовью, в любви они все прекрасны. Этот символический ход определяет главную доминанту спектакля и антитезу единому тотальному расчеловеченному государству Мы – любовь людей. Есть и кульминация любовной эйфории: на свидании одновременно все пять влюблённых пар, звучит волшебная «Siciliano Largo» Баха, и вокруг – любовь-любовь и влюблённые. В романе повествователю D-530 на допросе закрадывается сомнение после слов главного – «Она обратилась к тебе только потому, что ты строитель Интеграла». В спектакле у него и у зрителей никаких сомнений нет – то была любовь, ну и ещё какие-то дела с Интегралом.
После любви её казнят, а он растворяется в безличном Мы. Заправляет этими процессами Главный Благодетель, ему дан текст повествователя из дневника, описывающий порядки и правила единого государства, но у него они звучит директивно, в виде обязательных к исполнению законов и нормативов. В динамичном исполнении Михаила Ложкина Главный Благодетель выглядит циничным манипулятором, весёлым групеншталмейстером, бывший влюблённый растворяется в Мы при помощи его участия.

Мы
Tags: БТК, Замятин, Кудашов, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…