Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Жизнь человека

Эмилио де Кавальери «Игра о душе и теле» Детский музыкальный театр Сац, режиссёр Георгий Исаакян, 2012

– Ведь ежели вникнуть, так вроде чего-то и нехорошо выходит: был человек, а вдруг тебя нету. Куда девался? Ну, ладно, это самое тело иструхнет в земле, земля родила, земля и обратно взяла. С телом дело ясное. Ну, а душа-то? Ум-то этот, ну, то есть который я-то сам и есть, это-то куда девается? Был у меня этот самый ум, душа, что ли, ну то есть я сам. Не тело, а вот я сам, ум-то. Был – и нет. Как так?
– Никуда ты не денешься. Останешься.
Василий Белов. Плотницкие рассказы (1968)


Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
Арсений Тарковский. Жизнь, жизнь (1965)


Жизнь человека от рождения до смерти представлена в аллегорической форме, в виде триединства трёх главных человеческих сущностей – Души, Тела и Разума. Сценическая площадка представляет собой помост в форме креста, развёрнутого по двум перпендикулярным диаметрам пространственного цилиндра малой сцены. В двух подкрестьях у входов в зал сидят зрители, в двух других – оркестр средневековых инструментов и хор.
Быстро проскакивает детство с крохами – Душой и Телом. Сформировавшись в юности, Душа остаётся неизменной, Душа – это красивая нежная девушка, сопрано, а вот Тело меняется с возрастом и потому его играют, кроме двух деток, трое артистов – юноша, мужчина и старик. Жизнь человека – это путь, движение человека или по вертикали, к Богу и ангелу-хранителю, или по горизонтали – к наслаждениям и другим соблазнам Мира. Тело, особенно в молодости, к этой горизонтали постоянно склоняется, тем более, что Наслаждение со своими спутниками такие разнаряженные, красочные и соблазнительные, и много вкусностей у них есть, которыми могут одарить. Душа и Разум пытаются вытянуть Тело из горизонтали наслаждений и соблазнов, иногда им это удаётся. Вскоре у них появляется ещё одни союзник, четвёртая человеческая сущность – Благоразумие, это плотный дядька серьёзного вида, в очках в роговой оправе и с записной книжкой в руке, похож на советского домоуправа, едва появившись, он с нудным возгласом – «Безобразие!», бросается к картинам, принесённым Наслаждениями и заклеивает чёрными широкими крестами из скотча неприличные на его взгляд места. Юношеское Тело Благоразумие игнорирует, практически его не замечает, но в движении по жизни, с возрастом всё чаще с ним рука об руку движется.
Театр рассказывает (поёт) эту историю на русском языке, звуковой ряд оригинальный, все музыкальные инструменты – средневековые, и духовые, и ударные, и струнные, музыка, особенно хоры, сродни духовной, это ведь одна из первых опер в истории человечества, и тогда светская музыка от церковной ещё до конца не изолировалась.
Ключевые события жизни человека происходят на вертикали, здесь, на перекрестье уже в зрелом возрасте, образуется человеческое единство – все четыре его сущности соединяются локтями в одно целое. Здесь по вертикали, во тьме, с тёплым семейным светом в окнах движется и дом человека, содержащий его миссию: в нём он и она, нянчащие на руках своё дитя. Сюда на вертикаль выходит человек на склоне лет своим грузноватым Телом, с седой головой, с палочкой в руках, с голосом забронзовевшим от лёгкого баритона до густого баса, и тут он расстаётся со своей Душой, это самый пронзительный момент спектакля – Душа и Тело последний раз касаются друг друга ладонями, тело – бренно, Душа – бессмертна, разум и благоразумие – тоже исчезают. Душа, надев торжественное одеяние, встав на котурны, прибывает на праздник бессмертных душ, который перерастает в празднество всего мироздания. Душа бессмертна!

Игра о душе и теле
Tags: ДМТ Сац, Исаакян, Кавальери, опера, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…