Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Любовь земная

Джузеппе Верди «Травиата» Геликон-Опера, режиссёр Дмитрий Бертман, 2019

Опера поставлена весьма жёстко, действие перенесено на полстолетия в будущее, в конец XIX века, Виолетта – не великосветская куртизанка, а проститутка в обычном парижском публичном доме. А аристократический бал, которым открывается опера – это вечеринка в борделе, женский хор – это работницы этого заведения, они полуодеты, в своей рабочей униформе – корсет, атласные трусы с кружевами, подвязки, чёрные чулки, мужской хор – это посетители заведения. Итак, на сцене – бордель эпохи Мопассана и Золя, в центре – рабочая комната Виолетты, постель на металлической кровати, умывальник, стул, пара эротических картин на стене, дверь, потёртая и зашмыганная руками многочисленных посетителей.
Жёсткий бертмановский подход отжимает из этого сюжета псевдоромантику, оставляя в нём суть – историю любви и смерти, а волшебная музыка Верди поднимает её над банальным бытом, обозначая высокую миссию любви и фатальную неотвратимость смерти. Любовь тут, как и смерть, вполне земная, Альфред – один из клиентов Виолетты, во время визита признаётся ей в любви, когда заканчивает своё признание, в дверь уже проходит новый посетитель. Проститутка ошеломлена и растрогана – «Любить я не умею и не стою Вашей возвышенной любви», но ответное чувство всё же в ней зарождается, её ариозо «Как странно, как странно!» свидетельствует о том, что она уже влюблена – «О, неизведанная радость – любить и быть любимой!»
Вторая картина – это светлое будущее двух влюблённых, они в белых одеждах в белом пространстве белого зала, только – светлое и хорошее впереди, но … приезжает отец Альфреда – Жорж Жермон, он вмешивается, и когда он её убеждает покинуть его сына, для блага их семьи, задняя белая стена уходит вверх, и за ней – её рабочая комната в борделе, пора-пора ей возвращаться на работу в публичный дом.
Умирает она в какой-то каморке по форме похожей на её рабочую комнату, но каморка более обшарпанная и мрачная, умирает не столько от болезни, сколько от разрушенной любви – так спето, Альфред ведь исчез. Смерть сыграна весьма физиологично – с судорогами, обмороками, потом свет меркнет, светящимися линиями подсвечивается каркас комнаты, говорящие ей слова утешения – Альфред, Жорж, доктор – поют их уже откуда-то извне, на самом деле, это она покидает этот мир – комната медленно поднимается вверх, она встаёт с постели, идёт к двери, открывает, там – пустота … и … свет, потом свет тихо угасает, тьма.

Травиата
Tags: Бертман, Верди, Геликон-опера, опера, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments