Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Соблазн

Одесса, режиссёр Валерий Тодоровский, Россия, 2018

Человека создал соблазн.
Андрей Вознесенский. Соблазн (1977)


Раз, в седьмом классе, спросили у него, когда проходили Грибоедова:
— А что Софья была в связи с Молчалиным, или нет?
Он ответил:
— А чёрт её знает! – и подумав, прибавил – но об этом у вас на экзамене не спросят.
Пётр Гнедич. Книга жизни


Собственно, самой Одессы в фильме нет, видимо съёмочная группа не смогла договориться о разрешении на киносъёмки с властями соседнего дружественного государства, в границах которого этот легендарный город теперь находится. В фильме всего четыре основных локации, которые снимались в павильонах и, видимо, в каком-то южном российском городке – дворик с двумя соседскими квартирами, морской пляж, берег лимана и океанский лайнер, используемый как карантинная площадка. Одесский колорит представлен речью и живописным видом двух родителей-стариков (их смачно играют Л.Ярмольник и И.Розанова), к ним на время летних отпусков приезжают из столицы и, кажется, из Ленинграда, семьи трёх их дочерей.
Собственно, фильм не о советских временах, и не о неснятом на киноплёнку городе, обстоятельства времени и места тут лишь определяют условия, параметры и границы этой истории, этой притчи. Это фильм о человеке, о явлении, которое перманентно сопровождает жизнь человека – соблазн. Это фильм о соблазне, как о метафизической категории, о соблазне, как о силе управляющей человеком, о соблазне, как о специфической жажде, которая входит в жизнь человека, и … уносит его, или оставляет на «берегу», о соблазне, как о силе, которая может перевернуть, сломать порядок и границы жизни.
Соблазн показан в двух измерениях, их тут сразу две штуки: 1) страсть взрослого женатого мужчины к созревшей девочке-подростку; 2) искушение семьи одной из дочерей другой лучшей жизнью. Это фильм-анализатор соблазна, в нём подробно рассматривается как одно из искушений вдруг возникает, как человек с ним пытается бороться, как окружающие родные и близкие обсуждают и осуждают мотивы, результаты и последствия обоих соблазнов. Есть ещё и «вишенка на торте», бонус-соблазн для девятилетнего мальчика, сына главного героя.
В осеннем эпилоге зритель узнаёт, чем же всё-таки закончилась история одного из соблазнов, кто победил – человек или соблазн, про исход второго можно догадаться по результатам эмоциональных семейных споров, обвинений, размышлений и ссор. Ну а когда я-зритель глазами проглатывал бонус-соблазн, представлял себя девятилетним мальчиком, «вишенка на торте» была вкусной!

Одесса
Tags: Тодоровский, кино
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…