Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Свободный человек

Том Стоппард «Входит свободный человек» ГИТИС-РАТИ, режиссёр Ольга Якушкина, 2003

Как только он появляется в спектакле – в мешковатых брюках, в кургузом пиджачке, в вылезшей из-за пояса рубашке, с высоченным лбом мыслителя и со слегка взъерошенными волосами, с шалой улыбкой на губах, с блаженно блестящими глазами и произносит свою коронную фразу: «Входит свободный человек!… Я свободен!» - ему веришь сразу же и до конца спектакля. Ибо видишь, чувствуешь, понимаешь – этот Джордж Райли, вышедший на сцену учебного театра РАТИ – свободный человек, он свободно парит над обыденностью в мире своих изобретений, своих придумок и фантазии. Студентам РАТИ (курс В.Андреева) вместе с режиссёром-педагогом О.Якушкиной удалось сделать то, что не получилось в прошлом сезоне у их коллег-профессионалов из театра Маяковского – удалось воссоздать на сцене Свободного человека Тома Стоппарда. Глядя на Дмитрия Журавлёва, филигранно играющего изобретателя-неудачника Джорджа Райли, понимаешь - чего не хватало в этом герое у М.Янушкевича. Тот Д.Райли почти не улыбался, а если улыбался, то делал это иронично, у Райли-Журавлёва блаженная улыбка не сходит с лица, его глаза широко распахнуты, Райли из театра Маяковского был закрыт, этот – открыт миру. И самое главное:
- Райли-Журавлёв – комичен, он смешон в своей нелепости и беспомощности. Зал хохочет, когда его псевдо-компаньон Харри по-деловому покидает бар, просто позабыв про Джорджа, который беспомощно бормочет: «А как же я?!» Над ним от души смеётся ничтожный посетитель бара моряк Эйбл.
- Райли-Журавлёв – жалок, когда его 19-летняя дочь даёт ему деньги, она его и всю семью содержит.
- участь Райли-Журавлёв драматична, даже трагична, когда бывалый Харри демонстрирует ему нелепость его очередного изобретения – в этот момент наступает пауза: он на несколько минут перестаёт улыбаться, его мир, мир его фантазии рушится, его изобретение, которое должно было сделать людей счастливыми, оказалось несостоятельным.
Студенты ставят пьесу Т.Стоппарда как трагикомедию и … свободный человек, действительно, входит на сцену РАТИ.
В спектакле есть ещё одна интересно сыгранный персонаж– дочь Джорджа, Линда, её играет Светлана Костюкова. В финале дочь и отец сидят рядом на нелепой куче стульев, оба потерпели фиаско, она - в личной жизни, у него же не состоялось изобретение. И оба, что называется, «держат удар» – «Как дела? – Нормально», причём это не американско-бодряческое «How are you? - I am fine!», это русское «нормально» сквозь набегающие на глаза слёзы. И тут вдруг в первый раз начинает работать автоматическая поливочная установка Джорджа – сцена (квартира Райли, опутанная паутиной труб) поливается водой, наши герои кричат «Ура!» и радостно кружатся под мелодию Россини, они – свободны от своих неудач, жизнь ведь не окончена, а завтра этот особенный человек (так называет его жена) чего-нибудь ещё придумает!
Tags: ГИТИС, Стоппард, Якушкина, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment