Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Миша, Соня, Ваня, Лена, Саша и их пропавшие жизни

Антон Чехов «Дядя Ваня» Саратовский ТЮЗ, режиссёр Илья Ротенберг, 2018

Жалко всех: Астрова, Войницкого, Соню, Серебрякова, Елену. Реплика дяди Вани – «Пропала жизнь!» тут относится к ним ко всем, лишь матушка, нянька, да Вафля привычно заняты какими-то мелкими делишками, вроде вязания («Надо делать, господа!»), остальные мыкаются и страдают, от неразделённой любви, от невостребованности, от нереализованности, от своей неталантливости, от внутреннего выгорания, от наступающего нездоровья и старости. Эти мотивы отчаяния, исчерпанности жизни в текущем формате («Вот стоит эта женщина! И не моя! И моей никогда не будет…»), врываются в спектакль то музыкальными аккордами, то как будто подземным гулом, то хандрой, раздражением или отчаянием одного из страдающих героев («Я люблю его уже шесть лет!»), рефлексия, тоска, отчаяние, неудовлетворённость накапливаются и потом ... вспышка, и всё чуть успокаивается до следующего кризисного взрыва.
Ваня в состоянии аффекта с пистолетом в руке, догоняющий профессора, чтоб пристрелить того, похож на офисно-колледжного стрелка, время от времени мелькающих в новостной хронике, и мстящих выстрелами за свою неудавшуюся жизнь. Если бы не Вафля, успевший схватить его за руку – то попал бы.
То, как Соня отчаянно хватается за уезжающего Мишу, а тот за Елену («Уедем! Уедем сейчас в лесничество!») свидетельствует об их последнем уходящем шансе спасти свою пропадающую жизнь. В финале Ваня и Соня сидят в углу террасы-сцены, и Соня так бодро, так энергично говорит про небо в алмазах, про «надо жить», что понимаешь – это лишь опция самовнушения, их жизнь пропала.
Дядя Ваня
Tags: Ротенберг, Саратовский ТЮЗ, Чехов, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 108 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…