Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Старые эстонские песни о главном

«Транзит. Остановите музыку» Проектный театр R.A.A.A.M. (Таллин, Эстония), режиссёр Дмитрий Егоров, 2018

Verbatim-спектакль, созданный по интервьюшным воспоминаниям эстонских рок-музыкантов советских времён. На сцене группа битых жизнью и «молью времени» людей, они распаковывают из ящиков и кофров свои инструменты и оборудование, подключают колонки и усилители, и по очереди рассказывают об эстонском роке в Советском Союзе, о том, как было тяжело и как это было здорово. Спектакль идёт на двух языках – эстонском и русском, с субтитрами, соответственно, русскими и эстонскими. Эстонский язык – красивый, с долгими растянутыми гласными, мелодичный, словно предназначенный для пения.
Первая часть – «Хорошо!» Это своего рода песнь о дружбе народов Эстонской ССР, РСФСР и СССР, музыканты делятся воспоминаниями о том, как тяжело и хорошо жилось эстонским рокерам в Советском Союзе. Как тяжело: не было инструментов и акустического оборудования, всё приходилось делать своими руками, рок-музыка была под негласным запретом. Как хорошо: гастроли эстонских групп превращались в триумфы, они собирали тысячные и стотысячные залы и стадионы во всех городах Советского Союза, как вкусно их кормили и поили гостеприимные русские хозяева, какими вкусными были русская водка и икра, а в Сибири и на Новой Земле в магазинах в трёхлитровых банках продавался спирт, питьевой спирт, он был крепче и вкуснее водки, как они стали и все советские времена были Звёздами в России. Апофеоз первой части – это исполнение песни из репертуара Георга Отса на музыку Эдуарда Колмановского и стихи Константина Ваншенкинa «Я люблю тебя жизнь!», звучит как «Я люблю тебя до слёз … Россия!»
Вторая часть – «Плохо!» Это о том, как эстонцы боролись с коммунистами, за свободу, девушка рассказывает, как она агитировала своих одноклассников, чтоб они не вступали в пионеры, как их собрали в классе и заставляли каждого писать заявления о приёме в пионеры, 18 человек отказались, 17 согласились. Тут то ли у рок-девушки что-то с памятью, то ли эстонцы такие-пунктуально-прикольные – в нашей московской школе 9-10 летние дети заявление о приёме, конечно, не писали, принимали в пионеры по общему голосованию одноклассников. О том, как эстонских рокеров послали в Чернобыль играть рок для солдат, ликвидировавших аварию на атомной станции. Эстонец-герой не поехал, эстонцы-негерои поехали, герой прятался в избушке в глухом лесу, «если бы надо было играть для эстонской армии – я бы поехал, для советской армии – нет».
Ключевая сцена второй части – это рок-номер с рефреном «Спасите меня! Освободите меня!» (на эстонском). Адская песня невероятной энергетики о жажде свободы, разрывающей человека. И вот освобождение вдруг неожиданно приходит, наступают новые времена, Эстония становится свободной и независимой, и тут оказывается … что эстонская рок-музыка и эстонские рок-группы никому не нужны в свободном мире, ни в Европе, ни в Америке, ни в России, ни в самой Эстонии. Первое время ещё можно заработать лабая в ресторанах, но потом и это уходит. Рокеры нищают, бедствуют, кто-то спивается, кто-то уходит из профессии. Эстонская рок-музыка остановилась. Но бедные рокеры из маленькой гордой страны продолжают тешить свою гордыню, звучит старая эстонская «песня» о главно-эстонском: «Русские не понимают, как они обидели Эстонию! Россия и русские должны повиниться перед Эстонией и эстонцами!» Зрители, что хотят повиниться – аплодируют, кто не собирается этого делать – молча сидят со сложенными на груди или коленях руками.
Транзит. Остановите музыку
Tags: r.a.a.a.m., Егоров, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…