Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Очуждение

Генрик Ибсен «Нора или Кукольный дом» Schauspielhaus Zurich, режиссёр Тимофей Кулябин, 2018

Пьеса Ибсена филигранно трансформирована в современные реалии, в спектакле, как и везде в XXI веке, в России, в Швейцарии, в Норвегии, в Германии, … – два потока жизни, аналоговый и цифровой. Аналоговый поток – это события и факты физической реальности, он заключён в прозрачные коробки на планшете сцены, представляющие собой места, где люди живут – квартиры, офисы, барбер-шопы, салоны красоты, кафе, торговые и фитнес-центры. Цифровой поток – это человеческие коммуникации, организуемые через смартфоны, в мессенджерах и соцсетях. Смартфоны героев в режиме онлайн проецируются на панель в верхней части зеркала сцены, таким образом зритель одновременно видит и слышит оба потока. Практически весь текст модернизированной пьесы идёт через цифровой поток, люди почти не вступают в прямой разговор, в основном обмениваются сообщениями, лишь объяснение Крогстада и Кристины Линде, да лишь отдельные реплики финальной разборки между супругами Хельмерами, Норой и Торвальдом, происходят в аналоговой реальности, всё остальное переведено в цифру. Похоже, что из-за цифровизации, из-за мгновенного распространения информации, драматические коллизии обострены, действие развивается стремительно. Эмоции кипят, перетекая из аналога в цифру (капслог, смайлики, восклицательные и вопросительные знаки, междометия), и из цифры в реальную жизнь, и это межпотоковое движение – одно из самых сильных впечатлений в спектакле. Не так ли и в нашей жизни?
Нора – эмоциональный человек, эмпат, чтоб помочь, спасти (мужа ли, подругу ли), она сначала делает, не думая, нарушает ли правила и условности, и не сожалеет о сделанном. И когда муж отстраняется от случившегося – «Это же конец моей карьеры! Что ты наделала!», она словно попадает в зону очуждения, оцепеневает, и уже «оттуда» отправляет мужу последнее сообщение – «Я ухожу», кладёт смартфон на стол и исчезает из обоих жизненных потоков семьи Хельмеров.
Нора или Кукольный дом
Tags: schauspielhaus_zurich, Ибсен, Кулябин, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment