Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

постбутусовское, долуппианское

Николай Гоголь «Мёртвые души» Театр Ленсовета, режиссёр Роман Кочержевский, 2019

Источник вдохновения начинающего режиссёра очевиден – бутусовское свободное парение над текстом первоисточника, вплоть до его деконструкции, саундрек как и у кумира, собран из современных музыкальных композиций. Не хватает лишь главного – бутусовской метафорики и образности, и вырастающих из них цельности спектакля и его месседжа. Режиссёрские конструкции – где-то сбоку от гоголевского текста: условно-современные костюмы персонажей, в интерьерах квартир помещиков узнаются 70-е годы прошлого века – ламповые радиолы и чёрно-белые телевизоры, холодильники «Север», портфель-дипломат из кожзаменителя, картинка стильная, красивая, даже более стильная, чем у идола-учителя режиссёра. Чичиковых почему-то трое – Пшеничный, Перегудов, Куликов. Ковальчук при появлении её в образе Коробочки и не узнать – одинокая старушка у телевизора, шамкающая маразмирущая речь, но постепенно она преображается, снимает парик, очки, что-то из одежды и вот это уже это роковая красавица-панночка, кокетливо и игриво трогающая своими стройными ножками Павла Ивановича.
Зачем эти условные 70-е, зачем висит польский флаг на сцене в одном из эпизодов, зачем три Чичикова, а не один или восемь, зачем превращение Коробочки в Панночку, зачем на сцене условная актёрская игра, зачем ужасный вставной номер Новикова с трешовым текстом про статистику смертности среди крепостных крестьян в России (в т.ч. на территории Войска Донского?!) от пищевых отравлений при поедании дождевых червей и мёртвых трупов дохлых ворон – на эти вопросы в спектакле нет ответа, все эти фишки для прикола ничего спектаклю не дают, и гоголевский текст на них не откликается, постбутусовский постмодернистский коллаж в цельное зрелище не складывается.
А финал неожиданно самокритичный: все актёры рассаживаются на стульях вдоль рампы лицом к залу и ритмически поворачивают головой – «нет-нет-нет-нет-…», и тут с ними я совпадаю – небутусовское это, увы, и конечно нелуппианское, прикольное, но неживое.

Мёртвые души
Tags: Гоголь, Кочержевский, Ленсовета, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 66 comments

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…