Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

О зритель-френдли театре

Фрэнсис Бомонт «Рыцарь пламенеющего пестика» Театр Пушкина & Cheek by Jowl, режиссёр Деклан Доннеллан, 2019

«Юрий Николаевич, поставьте хоть один весёлый спектакль! Почему бы Вам не посмеяться и не пошутить вместе с людьми?!»
К.Э.Сухенко, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга – Ю.Н.Бутусову, март 2018 г.


После короткого и несколько нудноватого начала, которое актёры играют в строгом декламационном классическо-скучноватом ритме, из зала раздаётся возмущённый крик-требование – «Сыграйте что-нибудь весёленькое, а не эту тягомотину!», и на сцену, причём из того же ряда, где сижу я, выходят двое зрителей, он и она, муж и жена, потом к ним из дальнего партера, присоединяется их племянник. Выйдя на сцену, они смущённо переминаются с ноги на ногу, свет софитов с непривычки слепит им глаза. Они заплатили деньги за билеты и теперь совершенно справедливо требуют, чтоб им представили что-нибудь весёленькое. Это зрители из категории простецки простодушных, из категории тех, у кого во время спектакля в сумочке звонит телефон, и она/он, пригнувшись, громким шёпотом рассказывает нечто очень важное – «Я в театре…в театре…», и которые, не дождавшись антракта, сбегают в буфет и приносят оттуда в зал по бокальчику шампусика своей даме и себе.
ГБУК г.Москвы «МДТ им. А.С.Пушкина» & Cheek by Jowl, театры, живущие по стрелеровскому завету ТЕАТР ДЛЯ ЛЮДЕЙ, прислушиваются к пожеланиям этих сверхактивных зрителей, их усаживают на стулья у края сцены, и актёры начинают играть весёленькое и весёленько, то есть то и так, как хотят эти простодушные и даже скорее простодурственные зрители, получившие по сути режиссёрские функции. И спектаклю это во многом идёт на пользу – вместо сухой декламации на сцене начинают сверкать и вибрировать живые человеческие эмоции и страсти, становится интересно, ведь это история о живых людях, а не о декламирующих манекенах, но в немногом этому спектаклю в спектакле весёленькое вмешательство идёт во вред – когда зрители-режиссёры начинают активно перемонтировать сюжет и вставлять в него абсолютно трешовых персонажей, вроде рыцаря с пестиком (в этой роли их племянник) или цыганско-румынского короля из Кракова, но актёры, являющиеся невероятно пластическим театральным материалом, добросовестно играют этот треш, эту пламенеющую чепуху и аляповатую ерунду, и тут эта смешная фарсовая комедия превращается в ироничную притчу о зритель-френдли театре, о допустимых и недопустимых границах зрительского театра, о том куда театр должен к зрителю подниматься, и куда он не может, не имеет права опускаться.
Рыцарь пламенеющего пестика
Tags: cheek by jowl, Доннеллан, Театр Пушкина, театр
Subscribe

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Суд над судьями

    Генрих фон Клейст «Разбитый кувшин / Der zerbrochene Krug», режиссёры Густав Учицки и Эмиль Яннингс / Gustav Ucicky, Emil Jannings, Германия, 1937…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment