Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Три театра и пять пудов любви

Чехов, Шостакович, Гленни, Чайковский, Скрябин «Чайка» МАМТ, хореография и постановка Джон Ноймайер, 2007

Начинается всё с любви, счастливой любви. Берег моря или большого озера, парень и девушка, Костя и Нина, увлечённые друг другом, проводят тут счастливые мгновения любви: догонялки и объятия, прикосновения и поцелуи. Любви в спектакле много-много пудов, силовые линии любовных притяжений исполнителями в течение всего действия влюблёнными героями вытанцовываются: Костя – Нина, Маша – Костя, Нина – Тригорин, Аркадина – Тригорин, Полина – Дорн.
Любовь тут неразрывно переплетена с искусством, ведь четверо главных героев люди театра, театра балета, Треплев и Тригорин – хореографы, Аркадина и Нина – танцовщицы. Их театры абсолютно разные и несовместимые друг с другом:
• Театр Константина Треплева – это модернистский авангардный балет, бессюжетные спектакли, с танцовщиками в причудливых остроугольных балетных пачках. Аркадина и К (Шамраев, Полина, Тригорин, …) громко обсмеивают его балет «Люди, львы, орлы и куропатки», все другие спектакли этого театра похоже, что играются в голове его постановщика.
• Театр Аркадиной & Тригорина – это архаическо-классический театр. После «провала» Костиного спектакля Аркадина показывает правильный театр – классические па, а во втором действии они с Тригориным представляют целый спектакль в шикарных костюмах, с кордебалетом, это такое вечное «лебединое-озеро_жизель_спящая-красавица», красиво, до шикарной приторности красиво, Ноймайер подаёт эту классическую архаику с небольшой мягкой иронией.
• Театр Нины Заречной – это попсовый вульгарный театр кафешантанов и варьете, театр в который Нина попала после отъезда из родного приморья-приозёрья, им открывается второе действие спектакля. Именно в такой театр ходят пьяные купцы, а по окончании спектаклей пристают к танцовщицам из кордебалета.
Любовная борьба между соперниками тут перемешивается с конкуренцией театральной: Треплев учит Нину танцевать модерновый современный балет, а та, увлекаясь статным красавцем Тригориным по силовой любовной линии «прилипает» к нему, который приобняв её, показывает и танцует вместе с ней классические па – пассе, ревелянты, ботю, пти батманы и пр. А Костя … остаётся один.
В финале, когда Нина возвращается, Костя, который всё ещё выращивает свой новаторский театр внутри себя, встречает её и пытается с ней танцевать танец своего модернистского балета, в чёрном платье, как будто обугленная, и лишённая энергии, она обвисает на нём, ноги её подкашиваются, их танец ломается. Она оживает, увидев Тригорина, подбегает к нему, двигаясь по той же любовной силовой линии, а он снимет с себя медальон, видимо тот, что она подарила, и бросит ей. Униженная, уничтоженная она лежит на песке, как убитая чайка. Она исчезает. Исчезнет и Костя. Две подстреленные чайки.
Чайка
Tags: МАМТ, Ноймайер, Чехов, балет, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…