Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Не оглядывайся в прошлое оглянись

Клаудио Монтеверди «Орфей» Детский музыкальный театр имени Сац, режиссёр Георгий Исаакян, 2018

Время и место действия мифологической истории об Орфее и Эвридики в театре Сац узнаваемы – СССР, 70-е годы 20 века. Студенческая свадьба в общаге под портвейн «777», пёстренькие ситцевые платья и халатики, стройотрядовские куртки с наклейками и надписями на спинах «Кибернетик-1975» или «Нечерноземье-1976», воротнички рубашек поверх воротников пиджаков, обшарпанные лакированные столы и тумбочки, журналы «Работница» и «Здоровье» в цветных обложках, настольная игра «Хоккей» – всё это было и где-то лежит в дальней памяти каждого зрителя, кто родом из 20 века.
Спектакль играют в ротонде театра Сац, в её небольшом цилиндрическом пространстве располагаются с двух сторон по два ряда зрительских мест, сбоку – оркестр с дирижёром, игровая площадка – посредине. Строгая барочная музыка поднимает эту простую историю любви и смерти на трагическую высоту, когда в прологе персонаж, называемая Музыкой, поёт о том, что музыка организует жизнь человека, по сути она декларирует смыслообразующую роль музыки в опере, и в этой в том числе. Радостная гармоничная музыка веселья студенческих вечеринок и свадьбы сменятся тревогой, пришла с убийственной новостью Вестница, это то ли завхоз, то ли комендант общежития, и вот уже трагический ужас музыкой обрушивается на Орфея – погибла его любимая, Эвридика, как этот простой молодой парнишка переживёт свалившееся на него горе?
Второе действие происходит у входа в царство мёртвых, туда ведёт помост-путь, выстроенный из столов и журнальных столиков, ступеньками являются радиолы ВЭФ и ламповые телевизоры, сюда к Харону, стражу и проводнику в иной мир, приходит Орфей и своими скорбными монологами-ариями пытается умолить Харона вернуть ему его погибшую любимую, зрители стоят вокруг двумя полукружьями, и вот из этой небольшой кучки самых обычных людей, зрителей, выходит человек с чемоданчиком в руке и идёт по своей последней дороге, к Харону, в царство мёртвых, там, за пределами ротонды тьма, рассекаемая лучом света, бьющим откуда-то снизу, человек оставляет свои вещи тут, оглядывает в последний раз земное пространство и шагает туда, вниз, в пустоту и темноту. И вот ещё одни идёт, и ещё, и ещё, и … мужчины и женщины, и это, пожалуй, самые трагические мгновения спектакля, они о неизбежном последнем пути человека.
Харон услышал мольбы Орфея, и решает ему помочь, возвращает Эвридику, но с одним условием – тот не должен оборачиваться, когда будет вести её из царства мёртвых. Эвридика появляется из царства небытия, она словно висит в воздухе над тьмой, если там, конечно есть воздух, Орфей идёт, идёт по дороге прошлого, дороге, сделанной из вещей прошлого – из полированных столов и журнальных столиков, радиоприёмников и телевизоров, деревянных настенных часов, Эвридика тянет руки к нему, и всё же он обернётся и тогда … Эвридика медленно-медленно погрузится обратно во тьму небытия. Его как героя встретит хор и будет чествовать его, и беззвучно аплодировать, один из пастырей вручит ему юбилейную медаль, но он скрючится на помосте-пути-в-прошлое, и так и останется на нём лежать, к нему придёт Музыка, обнимет его, но и она будет беззвучной.
Зачем оглядываться в прошлое, ведь Боги говорят – «Не надо! Не оборачивайся!», прошлое ведь ушло и не вернётся, не стоит в него оборачиваться, но не оглянуться в него невозможно, ведь у каждого там осталась своя эвридика, древний миф об Орфее и Эвридике становится по человечески близким и понятным сегодняшнему зрителю.
Орфей
Tags: ДМТ Сац, Исаакян, Монтеверди, опера, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 45 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…