Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Подстреленный

«Чеховъ. Чайка» Гродненский областной театр кукол, режиссёр Олег Жюгжда, 2016

В прологе символически играется месседж спектакля: над сценой кружатся кукольные чайки, и в них люди-охотники стреляют и стреляют, перезаряжают ружья и стреляют, а птицы пронзительно кричат и летают. Остаётся узнать, кто же станет этой подстреленной чайкой, но я уже, кажется, догадываюсь.
Спектакль начинают играть актёры, они выходят из зала, залезают на сцену, и поначалу играется драматический спектакль, актёры удивительные, они играют как бы крупными мазками, очень точно выделяя доминантную черту персонажа и в этой тональности ведя всю роль: актриса Ирина – самоупоение своей гениальностью, её сын Костя – слабость, потерянность, её брат Пётр – дряхлость, старость, молодая девушка Нина – наивность и глупость, двух балбесов, слышащих только себя, управляющего и учителя играет один актёр, жена управляющего Полина – маниакальная одержимость страстью к доктору, её дочь Маша – растворение в роковой любви, беллетрист Тригорин – пресыщенное равнодушие, доктор Дорн – меланхолическая усталость.
Костя приносит потёртый фанерный чемодан, достаёт из него кукол, каждый получает свою, кукла похожа и непохожа на своего хозяина, поначалу кукла являет собой как бы живой знак, символ, душу персонажа (и мировая душа – это тоже кукла), но по ходу представления это условное распределение метафорических функций будет меняться – куклы будут становиться главными, т.е. персонажами, а люди – их душами, в конце концов всё соединится в единый волшебный кукольно-драматический театр, в котором каждое (каждое!) взаимодействие куклы и человека будет рождать и остроумные, смешные, трогательные, пронзительные, полные смысла метафоры.
В этой игре кукол и людей особенно заметно равнодушие героев друг к другу, и прежде всего к слабому, каждый занят лишь собою, даже Полина и Маша в своей маниакальной привязанности озабочены своей страстью, а не её объектом. Глупая девочка Нина не чувствует, не видит страдания Кости, её погружение в жизнь в вагоне третьего класса смывает с неё наивность, но не глупость. Это равнодушие и есть тот выстрел, похожий на хлопок лопнувшей склянки с эфиром, что убивает Костю. Перед выстрелом он укладывает свою и Нинину куклы в чемодан, как в гроб, всё кончено, так и не состоявшись. Будет лишь эпилог, разыгрываемый актёрами как бы во сне, и опять она достаёт из сумочки пистолет и стреляет ему в висок.

Чеховъ. Чайка
Tags: ГОТК, Жюгжда, Чехов, театр
Subscribe

  • Жизнь под прессом страха и ограничений

    «Дневник Анны Франк» Театр Вахтангова, руководитель постановки Римас Туминас, режиссёр Екатерина Симонова, 2019 12 июня 1942 г. Надеюсь, что я…

  • Смирение

    В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Сергей Аксаков. Замечания и…

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 73 comments

  • Жизнь под прессом страха и ограничений

    «Дневник Анны Франк» Театр Вахтангова, руководитель постановки Римас Туминас, режиссёр Екатерина Симонова, 2019 12 июня 1942 г. Надеюсь, что я…

  • Смирение

    В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Сергей Аксаков. Замечания и…

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…