Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

«Белые ночи» в Театре Мастерская П.Фоменко

Dostoevsky-tripegame
В программке жанр спектакля обозначен как «Сентиментальный роман (из записок мечтателя)», но это - лишь на бумаге, на самом деле режиссёр, видимо, стесняясь быть несовременным, бежит от достоевского сентиментализма, и предлагает весёлую игру в Достоевского (Dostoevsky-game). Молодые актёры играют не Достоевского, а весело играют в Достоевского. Конечно, ничего плохого в этом нет, ведь жанр – это всего лишь форма, опираясь на которую рождается и растёт содержание. По Достоевскому можно поставить триллер, мюзикл, детектив, оперу, мелодраму, экзистенциальную драму и многое другое, нет плохих жанров, главное - это должно быть содержательно и форма должна открывать какой-то новый взгляд, новую глубину в этом неисчерпаемом омуте.
Режиссёру Н.Дручеку герои «Белых ночей» смешны, смешён нелепый чудак Мечтатель, смешна наивная девочка Настенька, влюбляющаяся в жильца, которого видела всего лишь несколько раз, смешна бабушка, слепое существо из давно прошедшей жизни, смешон жилец – такой важный и такой ничтожный, смешна женщина-швабра Фёкла-Матрёна. Смешён режиссёру и сентиментализм Достоевского и сами белые петербургские ночи, спектакль Дручека – это не карикатура и не шарж, но это весьма иронический взгляд на традиционную романтику петербургских Белых ночей. Чего стоит хотя бы эта шутливая сценография: Петербург с его Вечными реками и каналами изображён в виде пыльных аквариумов с позелёневшими от высохшей тины стенками – романтика и сентиментальность высохли в наше прагматичное время! На сцене не так много предметов – пара стремянок, фисгармония, стул, подвешенные к потолку брусья, но впечатление захламлённости этого пространства возникает сразу же, с первых мгновений спектакля и не покидает до его самого конца - сентиментальный хлам ушедшего времени. В спектакле очень мало света и совсем нет Света: белые ночи представлены в виде тёмно-серого сумрака, а герои спектакля (и, прежде всего, Мечтатель – предтеча великих достоевских протагонистов) не излучают Свет, каковой всегда исходит от главных героев этого автора. Режиссёр предложил актёрам просто поиграть в весёлую ироничную игру: чудак-мечтатель почти с клоунским ужимками что-то забавное рассказывает, его сражение с неизвестным, напавшим ночью на девушку – просто клоунская реприза, он палкой сражается со шляпой и с чёрной крылаткой, молодая актриса смешно, как в капустнике, играет в старую бабушку, она ведь очень старая и совсем слепая, а потому - очень смешная. Другая молодая актриса усердно и успешно комикует, играя в смешных служанок-кухарок. Молодой режиссёр страшно боится показаться сентиментальным и потому играет в весёлую игру Dostoevsky-game. Результат – получилcя такой пустячок, Dostoevsky-tripe, история, случившаяся с одним чудаком и молоденькой девушкой. В отсутствии высокого сентиментализма бессмертная финальная фраза повести Достоевского звучит откровенно слюняво и фальшиво, ведь произносил её не Мечтатель, а всего-навсего мечтатель, ведь это всё-таки был не сентиментальный роман, а всего лишь - Dostoevsky-tripegame.

Настенька Агуреева
Среди персонажей, в которых играют артисты, есть в этом спектакле один ЖИВОЙ персонаж – Настенька П.Агуреевой. Наивная, чистая, искренняя, импульсивно-порывистая – ЖИВАЯ, настоящая. К сожалению, временами режиссёр заставлял и её тоже играть в свою героиню – кривляться перед Жильцом, читать в дуэте с Мечтателем «Песнь Песней» (это сюжет из другого спектакля). Одна живая героиня, да разве этого мало на камерный двухчасовой спектакль? Оказалось, что мало! Эх, если бы к этой Настеньке, да другого режиссёра, да другую (тоже «живую», а не засохшую) сценографию, да Мечтателя вместо мечтателя…
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments