Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

К свету во тьму

Владимир Малягин «В тишине» в Театре на Покровке, режиссёр Сергей Арцибашев, 2002

К тишине, к свету
Пятеро молодых людей снимают квартиру, чтобы в ней все вместе жить. В этом их поступке видны два стремления, две составляющие:
1) Люди бесприютные и одинокие, они ищут человеческого тепла друг в друге. Видели ли Вы, как на Птичьем рынке осенью продают волнистых попугайчиков: они сбиваются в угол клетки, жмутся друг к другу, пытаясь согреться, так и эта компания - «Все мы в этой жизни бездомные, или почти бездомные» - говорит Алексей. Эта тема в пьесе и, соответственно, в спектакле развития не получит.
2) Они хотят покоя, ТИШИНЫ, каждого из них жизнь побила, поранила, «мир вокруг такой страшный, такой подлый…» - говорит Наташа. Потом и Вера, и Алексей, и Наташа вспомнят истории из своей жизни, когда их несправедливо обидели, сделали больно, жизнь устроена несправедливо. Поэтому они хотят дистанцироваться от этого мира, уйти в ТИШИНУ. Они рассаживаются на чемоданах, на ещё не распакованных коробках с вещами, на матрасе и слушают Алексея, своего гуру, в семь часов вечера в апреле ещё светло, свет, падающий из двух не зашторенных окон, освещает их фигуры, и это не просто дневной свет, это свет истины, свет идеи, к которой каждый из пришёл, и которая их объединила, и которую сейчас излагает им их гуру.

В тишине, во тьме
Вскоре обнаружится, что от жизни спрятаться невозможно, она ворвётся в их тишину. Ребята не живут, а выживают, пространство их жизни скукожено, уменьшено. По сути, это стремление к тишине - есть подсознательная тяга к смерти. Большая часть обычных людей, тех, про которых говорит Алексей, в своей программной речи, не может принять смерти, а потому и не может принять жизни (продолжая его мысль). Ребята, погрузившиеся в ТИШИНУ принимают смерть - «… в жизни трудно смерть-то услышать. Это, знаете, будто, тихий ветер веет. Чтобы его услышать - надо жить в тишине», но их главная ошибка - они не принимают жизни, бегут от неё. Тишина - это смерть, в лучшем случае это выживание, а если ты лишь выживаешь - ты не живёшь. Так и произойдёт: двое из них, именно те, кто наиболее проникновенно говорил о смерти, не выживут, погибнут. Жизнь - это шум, это борьба, которая часто некрасиво выглядит, борцы ведь неприглядно смотрятся - они потеют, их лица искажены гримасами борьбы, но они борются, а победитель расширяет пространство своей жизни, они живут. В сцене убийства ужасает то, что жертвы не оказывают никакого сопротивления злодеям, здоровый сильный парень никак не пытается защитить девушку, встаёт перед бандитами на колени «Пощадите!», а девушка сама кончает самоубийством. Да, мир устроен не справедливо - банки, деньги, предприятия, власть принадлежат бандитам, но ведь другой мир человеческим существам не доступен. Идея их гуру, и их идея, окажется антиидеей, после смерти Ивана и Веры наступит темнота, наступит тьма, идея пути в тишину окажется ложной идеей. Из выживших героев тупик ТИШИНЫ увидела только Наташа, именно она, видя бесперспективность их дальнейших бесконечных блужданий, огрызается своему гуру: «Месяц?» … «Но ведь это не ответ, Алексей!». Фёдор подавлен и растерян, погибла его сестра, гуру Алексей по-прежнему вдёт остальных в ТИШИНУ «… у Крымкова в мастерской как раз тишины этой - навалом!»

Пьеса и время
Пьеса была опубликована в журнале «Театр» в 1989 г. Такие побеги в тишину были во все времена. В мемуарах И.Райхельгауза есть глава про Александра Ремеза, кто ходил в 70-е и в начале 80-х в Ленком, МХАТ и другие столичные театры, тот помнит громкое имя этого, ныне уже забытого драматурга. И.Райхельгауз пишет о нём: «Известие о его смерти я воспринял так, будто уже знал, что Ремеза давно уже нет». Его и не было в жизни. Он ушёл в ТИШИНУ, спрятался от этого гнусного и грязного мира.

Антитеза трилогии
Спектакль является некой антитезой «Трилогии жизни» С.Арцыбашева («Мой бедный Марат», «Пять вечеров», «Старший сын»), каждая часть которой обозначает трудный путь человека в его движении к самому себе, к своей любви, и к правде. Антитеза эта указывает на ложную тропинку, на которую может свернуть усталый, раненый, обиженный путник, идущий по дороге жизни.
В тишине
Tags: Арцибашев, Малягин, Покровка, театр
Subscribe

  • Зла не существует?

    Зла не существует /شر وجود ندارد / Sheytan vojud nadarad, режиссёр Мохаммад Расулоф / Mohammad Rasoulof, Иран, Германия, Чехия, 2020 Берлинский…

  • Счастливый

    Аморальный / L'immorale, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1967 Любовь любому рождённому дадена. Владимир Маяковский.…

  • 20 фильмов о Первой мировой войне

    Только на заре XX в. нашей эры война фактически заняла первое место в ряду причин уничтожения человечества. Человечество организовалось в великие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment