Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Конец игры

Фёдор Достоевский «Дядюшкин сон» БДТ, режиссёр Темур Чхеидзе, 2008

На авансцене – большие напольные часы, мебель, пара музыкальных машин-инструментов, в арьерсцене на кривоватых мордасовских палочках висят узкие тонкие длинные занавеси, в пространстве между ними – хлипкий наклонный помост. Каждая занавесь будто что-то скрывает, чей-то умысел, чьи-то намерения, а они тут у каждого персонажа свои, у каждого – своя игра, у Марь Санны, и у Мозглякова, и у мордасовских дам, и у Настасьи, и у Зины, и даже у Васи и князя. Количество занавесей совпадает с числом «игроков», ведущих свою игру, ищущих свою цель, кто-то хочет пристроить за богатого старого князя дочь, кто-то хочет сама за него пристроиться, кто-то хочет спасти погибающего, а кто-то хочет своей смертью смертельно отомстить, кто-то хочет невозможного – вернуться в счастливое и навсегда утраченное время своего детства.
Дядюшка-князь в первом действии – фигура комическая, как его характеризует племянник – полукомпозиция, а не человек, волосы и усы накладные, глаза вставные, нога пробковая, весь как на пружинках. Басилашвили играет его похожим на куклу, на большую куклу, ярко раскрашенное лицо, отчасти кукольная пластика, и этим он похож на другого «кукольного» персонажа актёра – на Хлестакова из товстоноговского «Ревизора», только та кукла была – быстрая, со стремительными механическими движениями, а эта уже почти разрушенная, истёртая, с заедающими механизмами суставов, у дядюшки, кстати, и реплики пародированные хлестаковские – «С Бетховеном я на дружеской ноге … с Байроном…». Во втором действии яркий алый макияж щёк смыт, дядюшка без накладных волос выглядит жалким и беспомощным, а в разборках по поводу было ли его предложение Зине во сне или наяву – трагикомической фигурой.
В финале по просцениуму в темноте, со свечой в руке, движется дядюшка, всё накладное и намазанное с него снято и смыто, он в белой ночной рубашке, в белых носочках, и тут он объясняет свой тогдашний порыв с предложением, Зина своим романсом напомнила ему маму, детство, поле с васильками – «куда всё ушло… куда всё ушло?», он вырастает в большую трагическую фигуру, и пока говорит будто исповедуется, занавеси вместе с палочками медленно-медленно опускаются вниз – все игры «игроками» отыграны и проиграны, а часы с пола также медленно поднимаются вверх, для старика это – конец игры, конец его времени, его время теперь там, на небесах.
Дядюшкин сон
Tags: БДТ, Чхеидзе, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 42 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…