Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Школа эффективных манипуляторов

Фёдор Достоевский «Дядюшкин сон» Театр Маяковского, режиссёр Екатерина Гранитова, 2012

Спектакль начинается с музыкального номера, который на арфах исполняют мордасовские дамы, расположившиеся на просцениуме, перед занавесом, Москалёва солирует. Этот номер – важная часть мордасовских представлений, смысл которых сводится к манипулированию.
В глубине сцены дом Москалёвых, в нём сквозь облупленную каменную облицовку и хлипкий посеревший деревянный каркас проступает суть города Мордасова – унылое убогое провинциальное захолустье, вырваться из которого – мечта, честь и доблесть каждой жительницы. Основной парадный наряд местных дам – это пышные меховые шапки и шубы, что делает их похожими на хищниц, а добыча сама к ним прибывает в лице забавного и беспомощного дядюшки-князя. Оружие охотниц – манипуляция, в качестве охотничьих зарядов используется всё: изящная инструментальная музыка, вокал – красиво поют дуэт «Слыхали ль вы…» из «Евгения Онегина», улыбки, намёки, платья с глубоким вырезом и укороченной длиной. Манипулируют все, кроме забитого, но весёлого и неунывающего Афанасия Матвеича Москалёва и Софьи Петровны Фарпухиной, расхристанного эксцентрического вида дамы, которая в этой манипуляторской охоте не участвует, и охотничьи эпизоды её возмущают и выводят из себя.
Успешно проманипулировать дядюшкой не получилось, в финале, главная приманка, Зина, просит у него прощения. Не помню, чтоб в других постановках «Дядюшкина сна» играли эпилог «Прошло три года», он позволяет взглянуть на эту историю с другой стороны, как на хорошую школу манипуляции, а на Зинаиду – как на успешную её выпускницу: Зина – генерал-губернаторша, сам генерал обожающий её – улучшенная обновлённая копия дядюшки-князюшки, властная маменька – в беспрекословном её подчинении, и все они, в белых одеждах, парят в высоких эмпириях, где-то высоко над захолустным Мордасовым.
Дядюшкин сон
Tags: Гранитова, Достоевский, Маяковка, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 56 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…