Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Романсы распада

Максим Горький «Васса» Театр Моссовета, режиссёр Сергей Виноградов, 2018

Сценическая редакция театра представляет собой весьма любопытную контаминацию первого и второго вариантов «Вассы Железновой». Действие вынесено на авансцену, дом Железновых тут, а во всю ширину и высоту зеркала сцены – стена, на ней проступают полустёртые фрески-рисунки, что нарисовано – не разобрать, видны лишь отдельные небольшие содержательно неразличимые фрагменты, словно остатки разрушенных канонов-идей-правил уже не нужных новому поколению этого дома. Общих интересов у членов этой большой семьи (два сына, три снохи, деверь) – нет, никто ни слова не говорит о деле, о семейном бизнесе, все ждут смерти главы семейства, и каждый рассуждает лишь о своей доле наследства. «Работников нет, одни наследники» – в сердцах констатирует Васса, она же, запелёнатая в плотный тёмный балахон, в чёрном, будто монашеском клобуке вместо платка, в очках – последний оплот традиции и семейного дела, последний рубеж обороны распадающегося дома-семьи. Все остальные наследники, одетые в пёстренькие платья и кафтаны, напористы в своих претензиях и желаниях, которые не стесняясь озвучивают во время перманентных семейных склок-раздоров, а когда слов им не хватает, они начинают петь романсы, и каждое такое сольное выступление является как бы исповедью, криком души мыкающегося замученного человека – «Отдайте мне мои деньги! Отпустите меня!», романс дополняется, как правило, и отчаянной пляской солиста.
В финале, конечно, железная Васса всех переигрывает, и после своей трудной победы, она, как железную маску снимает очки и клобук, а под ними – усталое лицо замученной женщины, и тогда уже она запевает пронзительный романс Вари Паниной «Счастья нет у меня, только крест на груди! Отойди, отойди», в этом пении горе и недоумение её победы – Зачем?! Зачем она тащит ношу этого уже распавшегося дома, счастья ведь это ни ей, ни другим не приносит, «только крест на груди».
Васса
Tags: Виноградов, Моссовета, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…