Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Апофеоз нормативности

Виктор Гусев «Слава» БДТ Малый театр, режиссёр Константин Богомолов Хохлов, 2018 1936

Спектакль построен по всем правилам и нормативам соцреалистического канона, главные герои – это герои в буквальном смысле, инженер-сапёр и его невеста лётчица, совершающие подвиги в мирное время ради спасения людей. Где-то далёко в горах лавина обрушилась в ущелье, где находится гидростанция «1 мая» и вот-вот огромная скала раздавит там всё, подрывник летит туда чтоб спасти посёлок, станцию и людей, а лётчица его туда отвозит. Другие персонажи несут функции, которые должны подчеркнуть героизм героев. Командир-комдив директор института посылает будущих героев на задания, врач-профессор спасает жизнь раненого инженера, пионеры восхищаются героем, славят его, родные и близкие переживают за героев, а коллега подрывника тоже хотел подвиг сделать и погибнуть, но ради славы, а не ради людей.
Художник-экспрессионист Петрэ Оцхели, ранее работавший в театре Марджанишвили, тут в Малом сделал типовую традиционную декорацию, на поворотном кругу выезжают предметы обстановки (беседка, столы, стулья, диванчики), а живописные задники обозначают место действия и светлую счастливую жизнь в виде всегда голубого неба – парк культуры (тут будущий герой встречается с невестой), кабинет комдива-директора (тут герой получает смертельно опасное задание), больничная палата (тут героя спасают от смерти), квартира семьи героя (тут за него переживают, сюда приходит весть о высшей награде – о встрече с Ним).
Интонация действующих лиц возвышенно-романтическая, текст чудовищный в своей нормативной плакатности, да ещё в стихах: «Прошу Вас, посидите, товарищ будущая жена», «Чтобы твои чувства все пылали и находили отклик в моей груди», «А что если я тебя сейчас поцелую? – В Парке культуры? Да что ты! Штраф. – Сколько? – Червонец должно быть – Рискую!», «Камни рыдая несутся вниз, грохочет чёрный смертельный ветер, и всё это вместе называется жизнь», «я хочу, чтоб любовью большого накала, благородной любовью была любовь, чтоб она сверкала подобно стали, чтоб она опорой служила в бою», … Отдельный метасюжет спектакля – как будут играть этот залакированный текст актёры Малого, выросшие на Островском, Шекспире, Шиллере и др. классиках, у всех получается по-разному. Молодёжь (Анненков, Богатыренко, Слободинская, …) впадает в откровенный плакатный пафос, особенно выделяется исполнительница роли лётчицы Елены, но у неё и роль самая пафосная – «И я лечу сквозь бурю, сквозь тишь, меж туч, громами вооружённых, и думаю, где мой большой малыш». Играющему антигероя Иосифу Лепштейну удаётся создать двойственность своего персонажа, сверхпафосно он отыгрывает первые два акта, когда его герой жаждет славы ради славы, а в третьем акте, когда из славоалчущего тот превращается в нормального советского человека, речь его становится менее патетической, более человеческой.
Наиболее интересный подход к своим персонажам находят корифеи Малого. Яковлев раскрашивает своего героя, ярко-комическими красками, его персонаж, старый актёр – это такой театральный дед_Щукарь, который то развеселит всех, то шуточку с подковыркой подбросит, то монолог в честь высокого драматического искусства произнесёт, не забываю куснуть конкурента (Мейерхольда), вспоминает как играла Стрепетова – низенькая, дурнушка, но лишь скажет слово, и театр плачет, слёзы не могут не литься, слово её проникало в сердца, а нынче «акробатика, биомеханика, а сердца актёрского нет!».
Рыжова тоже превращает мать героя, Марью Петровну Мотылькову в забавную комическую старушку, вечно хлопочущую, вечно расстроенную отсутствием сыновей, находящихся на важных государственных заданиях. Но в финальном апофеозе, когда сын-герой и его семья получают высшую награду – встречу с Ним, со Сталиным, и спрашивает мать, не растеряется ли она, когда его увидит, она голосом Родины-матери отвечает:
«Что ты Вася!
Мы же люди одной породы,
Вместе шли сквозь проклятую ночь.
Сталин – сын трудового народа,
А я – трудового народа дочь!»
Слава
Tags: Малый, Хохлов, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 52 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…