Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Расплата

Мольер «Дон Жуан» Сатирикон, режиссер Егор Перегудов, 2018

Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил – и вот наказанье?
Андрей Вознесенский. Тоска


В истории рассказанной Сатириконом поражают два факта: безумный культ Дон Жуана среди женщин, то, как женщины (в основном юные девушки) мгновенно западают на него и безграничный цинизм и безнаказанность Дон Жуана.

Культ
Когда на сцену в образе Сганареля, слуги, выходит народный артист РФ - художественный руководитель театра, раздаются небольшие приветственные аплодисменты. Когда же появляется Дон Жуан, аплодисменты бурные, из зрительного зала несутся крики фанаток – "Ууууу-уу-у", вскоре толпа поклонниц выбегает на сцену из зала, чтоб вблизи пожирать глазами объект своего увлечения, и дотронуться до него. Надо видеть этого Жуана – щупленький, замухрыжистой наружности, совсем не мачо, женщины падки на активные ухаживания и мужской напор, и именно этим сердцеед их завоёвывает, а потом – иногда женится, и бросает, бросает, бросает… и убивает тех, кто мешает ему в этом перманентном донжуанском процессе.

Безнаказанность
Всё действие спектакля происходит на лестнице-спирали, сюда, как мотыльки на огонь слетаются юные девушки, тут Жуан их соблазняет, тут и укладывает в сексодром. Дон Жуан и другие персонажи в этой конструкции движутся вверх-вниз, при этом спираль вращается, и возникает иллюзия перманентного движения, и это вечное вращение на одном месте превращается в видимый образом безнаказанности Жуан. Простак Сганарель даже не понимает, почему же этому беспредельщику за его деяния ничего не воздаётся, у него нет слов, чтоб объяснить этот феномен. Это что – так устроен этот неправильный мир? И он начинает в изумлении проговаривать неправильные искажённые пословицы, как мемы этого искривлённого мира: «Семеро одного ждут», «Семь раз отрежь, один раз отмерь» и т.п.

Наказанье
И всё же расплата за зло придёт, в самом финале настигнет антигероя, сверху спустится мертвяк, с двумя голубями на плечах, и тут вспомнится, что он ещё до начала спектакля там наверху сидел, придёт, возьмёт за руку Дон Жуана, тот, не слишком расстраиваясь потянется вверх по лестнице, в рай, ан нет – его путь вниз, в ад, там он исчезает. Расплата приходит поздно, иногда слишком поздно, но настаёт.
Дон Жуан
Tags: Мольер, Перегудов, Сатирикон, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 88 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…