Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Расплата

Мольер «Дон Жуан» Сатирикон, режиссер Егор Перегудов, 2018

Или ноет какая вина запущенная?
Или женщину мучил – и вот наказанье?
Андрей Вознесенский. Тоска


В истории рассказанной Сатириконом поражают два факта: безумный культ Дон Жуана среди женщин, то, как женщины (в основном юные девушки) мгновенно западают на него и безграничный цинизм и безнаказанность Дон Жуана.

Культ
Когда на сцену в образе Сганареля, слуги, выходит народный артист РФ - художественный руководитель театра, раздаются небольшие приветственные аплодисменты. Когда же появляется Дон Жуан, аплодисменты бурные, из зрительного зала несутся крики фанаток – "Ууууу-уу-у", вскоре толпа поклонниц выбегает на сцену из зала, чтоб вблизи пожирать глазами объект своего увлечения, и дотронуться до него. Надо видеть этого Жуана – щупленький, замухрыжистой наружности, совсем не мачо, женщины падки на активные ухаживания и мужской напор, и именно этим сердцеед их завоёвывает, а потом – иногда женится, и бросает, бросает, бросает… и убивает тех, кто мешает ему в этом перманентном донжуанском процессе.

Безнаказанность
Всё действие спектакля происходит на лестнице-спирали, сюда, как мотыльки на огонь слетаются юные девушки, тут Жуан их соблазняет, тут и укладывает в сексодром. Дон Жуан и другие персонажи в этой конструкции движутся вверх-вниз, при этом спираль вращается, и возникает иллюзия перманентного движения, и это вечное вращение на одном месте превращается в видимый образом безнаказанности Жуан. Простак Сганарель даже не понимает, почему же этому беспредельщику за его деяния ничего не воздаётся, у него нет слов, чтоб объяснить этот феномен. Это что – так устроен этот неправильный мир? И он начинает в изумлении проговаривать неправильные искажённые пословицы, как мемы этого искривлённого мира: «Семеро одного ждут», «Семь раз отрежь, один раз отмерь» и т.п.

Наказанье
И всё же расплата за зло придёт, в самом финале настигнет антигероя, сверху спустится мертвяк, с двумя голубями на плечах, и тут вспомнится, что он ещё до начала спектакля там наверху сидел, придёт, возьмёт за руку Дон Жуана, тот, не слишком расстраиваясь потянется вверх по лестнице, в рай, ан нет – его путь вниз, в ад, там он исчезает. Расплата приходит поздно, иногда слишком поздно, но настаёт.
Дон Жуан
Tags: Мольер, Перегудов, Сатирикон, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 88 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…