Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Судьба хорошей девочки

Леош Яначек «Енуфа» МАМТ, режиссёр Александр Титель, 2018

Решение петь эту веристскую оперу не на языке оригинала, чешском, а на русском – замечательная идея, я когда-то слушал «Енуфу» на чешском в Рижской опере, и это было не так проникновенно, дело в том, что в музыке Яначека нет мелодической роскоши бельканто или развёрнутого и глубокого мелодизма Верди, вокальные номера этой оперы – это по сути потоки эмоций, а их лучше воспринимать напрямую, без посредника в виде титров. Арефьев придумал для постановки одну из лучших своих сценографических «бонбоньерок» – белая коробка сцены, символизирующая оперную условность, и в ней концептуальный знак веризма, живой реальности – огромный ствол дерева.
Это история хорошей девушки Енуфы, в которую влюблены два парня, один плохой – Штева, другой – хороший, Лаца. Естественно она выбирает плохого. Это типовой выбор хорошей девушки, есть несколько психологических моделей такого выбора – «красавица и чудовище», «барышня и хулиган», выбирая плохого парня, красавица-барышня подсознательно хочет улучшить мир, Штева – не столько плохой, сколько – просто пустой, ничтожный человек. Одна красавица на мои настоятельные расспросы – «Почему? Почему же ты выбрала его? Ты что не знала, что он – отвратительное ничтожество?», дала ответ, который меня потряс своей убедительной простотой – «Чёрт попутал... Знала, всё знала... И чем больше узнавала плохого, тем больше меня это разжигало». Хорошая девушка просто не понимает насколько она хороша, насколько она красива, и насколько она достойна лучшего. С Енуфой случается именно это, и весь дальнейший клубок драматических событий обусловлен потоком человеческих страстей вокруг её выбора и его последствий, забирающего в свой круговорот и Енуфу, и её мачеху Костельничку, и Штеву и Лацу. Страсти – неуправляемый природный поток, который выплёскивается и летит подобно водопаду, что течёт-падает в разрезе белой стены декорации под эмоциональную музыку Яначека. В конце концов Енуфа соединяется с тем, кому она была предназначена судьбой.
Tags: МАМТ, Титель, Яначек, опера, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…