Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Москва. Полночь. XXI век

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» Мастерская П.Фоменко, режиссёры Фёдор Малышев и Полина Агуреева, 2018

Концепция спектакля вырастает из фразы Воланда, сказанной на сеансе чёрной магии в варьете, и вынесенной в программке в эпиграф – «Москва изменилась, а люди всё те же…». Действие перенесено из 30-х годов прошлого века в день сегодняшний, спектакль пронизан современными музыкальными ритмами – от Тома Уэйтса до АукцЫона и музыки собственного сочинения музыкальной группы театра. Самый главный герой этого театрального шабаша– Москва, люди Москвы, они почти всегда на сцене плотной группой силуэтно присутствуют, вибрируя в такт энергичным московским ритмам и гремя кусочками льда в бокальчиках с аперитивом. Берлиоз, Бездомный, Стёпа Лиходеев, Римский, Варенуха, Латунский – все они из этой московской кино-театрально-музыкально-телевизионной тусовки, с ирокезными причёсками, в зауженных брючках, с непередаваемо понтовой манерой говорить обо всём и ниочём. Именно эти люди погубили Мастера, который представляет собой уже полностью сломленного человека.
В Воланде и его окружении нет ничего инфернального, это просто могущественные тёмные силы, которые время от времени выхватывают в Москве за шиворот очередного грешника и накладывают на него воландовскую епитимью. Сеанс чёрной магии происходит в антракте, ступеньки фойе, на которых разложены сидушки – это и есть тот самый театр-варьете, Воланд за столиком буднично поедает пирожное, такое же только что с кофейком в буфете вкушали зрители, и они же, то есть – мы, оказываемся публикой варьете, и теми самыми москвичами, которые не изменились за прошедшие сотни лет, и всё так же грешим, и так же творим зло. По окончании сеанса москвичи опять искушаются – обсыпается денежными купюрами 1000 и 5000 руб., мне досталась одна 5-ти тысячная, на следующий день в газетную бумажку она не превратилась.
В спектакле феноменальная Маргарита (Полина Агуреева!), в некоторых ракурсах она, причёской, взглядом, разрезом глаз, чем-то неуловимым, магией, очень похожа на Елену Сергеевну Булгакову, на её фотографический портрет, а когда она произносит – «Я хочу, чтобы сейчас же, сию минуту мне вернули МОЕГО МАСТЕРА!», возникает ощущение, что это её воля, её напор, её стойкость, её внутренняя сила, её непреклонное тайное желание и вызвали эти могущественные силы зла для спасения. В приталенном цветастом платьице, с широкими рукавами, по моде 30-х годов она выглядит в нынешней Москве вечной защитницей своего вечного мастера. И та сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо, дарует её Мастеру и ей покой.
Tags: Агуреева, Малышев, Мастерская Фоменко, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…