Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Жизнедрама минус

Наталья Милантьева «Пилорама плюс» Ярославский театр драмы имени Волкова, режиссёр Елизавета Бондарь, 2018

Клим, выступая как-то перед началом своего спектакля в ЦДиР, сказал, что он-режиссёр всего лишь изготавливает раму, в которой зритель видит актёра-спектакль. Обобщая его мысль, можно сформулировать, что любой спектакль, его театральная форма – это всего лишь рама, которую театр ставит перед зрителем, и в которой тот видит драму-комедию-трагедию-трагикомедию жизни. В случае «Пилорамы» возникло ощущение, что тут эту «театральную раму» создатели спектакля в целях торжества гиперреализма сознательно минимизировали, делая спектакль «каквжизни», максимально приближая героя к зрителям, это касается всех компонентов спектакля: пространство – зрители сидят вплотную к игровой площадке на деревянных лавках; декорация – состоит из нескольких настоящих деревообрабатывающих станков, вокруг которых разбросаны кучи опилок; герой – с подбитым в драке носом, заклеенным грязным пластырем, больше похож на обычного работягу, чем на актёра; пьеса – как бы и не пьеса вовсе, а монолог-поток-сознания человека, сходящего с ума от безответной любви и проникающего ранения головы, полученного на чеченской войне, произносимый, выкрикиваемый им текст нелитературен. Его ближние воспоминания о случайных и неслучайных встречах в городе с Нею и дальние, о боевых действиях, вспыхивают и проецируются в виде видеофрагментов на стену мастерской, сделанную из паркета, образца готовой продукции, являются главными травмирующими факторами, они и есть та душевная пилорама, которая изнутри разрезает беднягу.
И всё же при всей достоверности отсутствие театральной рамы, стремление представить эту историю «каквжизни» – скорее недостаток, чем достоинство спектакля, начинаешь обращать внимание на мелочи, которые ломают концепцию «каквжизни» – например, ни один из станков так и не был включён, они остались мёртвой декорацией, а не реально работающим оборудованием, вокруг строгального станка были навалены такие же опилки, как из-под циркулярки, рабочая спецовка на герое была новенькой-чистенькой, не замызганной, ненастоящей; и поток сознания был слишком рациональным для несчастного сходящего с ума и слишком локальным, не выходящим за рамки данного клинического случая, в отсутствие театральной рамы жизнедрама размылась. Волшебное увеличительное театральное «стекло» отсутствует, это просто частная история «каквжизни».
Пилорама плюс
Tags: Бондарь, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment