Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Остывание чувств

Андрей Битов «Улетающий Монахов» МТЮЗ, режиссёр Сергей Аронин, 2018

В пустой белой комнате – флипчарт с названиями шести эпизодов, рассказов Битова, из которых писатель после публикации последнего собрал роман. Автор, лицо от театра, сопровождает все шесть своих рассказов, комментирует действие, отрывает лист с названием закончившегося эпизода, как в прошлом веке отрывали листок календаря с прошедшим днём. Кроме него, в спектакле ещё два сквозных персонажа, проходящих чрез все эпизоды – Монахов и его мама.
Событийный ряд спектакля – это встречи главного героя с женщиной его жизни. Шесть эпизодов, шесть встреч, принадлежат к шести временным отрезкам, шести возрастным этапам жизни главного героя, в первом он – подросток, во втором – юноша, студент, в третьем – молодой мужчина, в четвёртом – зрелый, в пятом – пожилой человек, в шестом - … Метасюжет спектакля – это движение человека во времени, изменение его во времени, его остывание, остужение его чувств, женщина тут является тем зеркалом, в котором герой проявляется и отражается его сущность, если в первых сюжетах «Дверь» и «Сад» мы видим подростка и юношу смотрящего на Неё горящими восторженными глазами, то в первом взрослом эпизоде, в «Образе», герой наблюдает её несколько отстранённо, уже спокойно, как некий образ. В эпизоде, который следует сразу после антракта герой уже солидный дядюшка, называют его по имени-отчеству, он приезжает к своей любовнице, и застаёт там её юного восторженного поклонника, он троллит юношу, и в нём пробуждается давнее воспоминание, в котором он занимал такое же место как и этот влюблённый юноша, а такой же зрелый дядька троллил его. Молодость прошла, наступило возрастное охлаждение. Далее всё движется к кладбищенскому холоду. В финале, когда завершается последний рассказ, автор открывает задвижку окна, и оттуда высыпаются листы с названиями всех прошедших эпизодов, листы жизни осыпались, жизнь, как и спектакль, закончилась.
Улетающий Монахов
Tags: Аронин, Битов, МТЮЗ, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment