Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Театр Знака

Карло Гоцци «Как без притворства женщину найти (Король-Олень)» Театр Вахтангова, режиссёр Григорий Дитятковский, 2003

Знак
Удивительно ясный и прозрачный спектакль, завораживающий с первых же мгновений, с первых звуков струнного ансамбля, начинающего спектакль в левой, «сталинской» ложе, с появления Чигалотти, лица придуманного не драматургом, а театром, который в прологе, пересыпая из ладони в ладонь снежок, рассказывает притчу об африканском племени, притчу о знаке. Дальнейшее действие визуализирует тезис Чигалотти. Это спектакль о Знаках, т.е. о посылах, которые судьба в лице других людей, в лице жизненных обстоятельств подбрасывает человеку, а уж разгадает он знак (как это сделали Дерамо и Анджела), или свернёт в сторону, уныло зевнув: «Ах, как мутно, ах как деревянно!» (как это сделали Ямпольская, Давыдова и пр. корреспонденты газеты «Чего_изволите_daily» рецензировавшие поистине вахтанговский спектакль) - зависит от человека. Спектакль и построен, как игра в знаки, игра – это фундаментальная моторика театра Гоцци. Спектакль о Знаках и состоит из них. Самый крупный, значимый знак – это знак России:
- смачно хрустящий под ногами снег;
- послевоенный городской каток;
- хохотушка Смеральдина словно прибежавшая из довоенного фильма, заполняющая всё пространство своим звонким смехом;
- парторг-домуправ-начальник Панталоне в каракулевой шапке типа «пирожок» в бурках (после войны эту номенклатурную обувь шили на заказ)
- подлый Бригелла, сильно потому и смахивающий на полицая из советского фильма про войну;
- отчаянный «осовиахимовец» Труффальдино;
- холодноватый стильный красавец Дерамо с курляндским акцентом, словно из немой фильмы Ханжонкова;
- чопорно-чинный Тарталья в крылатке покроя середины XIX века, словно вышедший из важного департамента.
Знаки ушедшего времени, знаки где-то продолжающегося времени. Где? Внутри и вокруг нас. Знаки уходят, знаки приходят, знаки меняются, знаки остаются.

Как … угадать? Как … найти?
Спектакль отвечает на этот вопрос коротко и ясно, двумя тезисами:
- надо пристально вглядываться. Надо читать Знаки. Кстати, по Бахтину, по Яглом&Яглому текст, как целостный объект, есть тоже знак, т.е. предмет выражающий что-то, несущий в себе нечто. Театральный спектакль есть тоже Знак, а театр – это система знаков. Вспомним, как пристально Дерамо вглядывается при просмотре невест в стену с магическими знаками, пытаясь, не только зрением, но и кожей пальцев увидеть – что это за знак? Знак притворства или знак искренности?
- надо любить, ибо любовь даёт зрению магическую силу понимания, проникновения. И только тогда Она сможет увидеть в дряхлой, разрушенной оболочке Его. Ведь это была всего лишь форма, которую зрители и критики, лишённые магического луча, приняли за содержание.

Финал
Для тех, кто угадал, финал счастливый – он и она, будто выйдя из кадра послевоенного американского фильма на сцену, танцуют вальс.
Король-олень
Tags: Вахтангово, Гоцци, Дитятковский, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • И вот

    гул затих, я вышла на подмостки из-за занавеса...

  • Жан-Клод Карьер: писать кино

    Морис снова смотрит в сторону Мадлен. Морис. Редко когда увидишь такую красивую женщину. Вместе с той, что утром я видел на почте, получается уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment