Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Заповедь

Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» Большой театр кукол, режиссёр Руслан Кудашов, 2015

Визуальное решение спектакля построено на образах живописи Анри Руссо. На сцене те самые таинственные причудливые джунгли художника-примитивиста, где тигр сражался с быком, теперь тут отважный киплинговский мангуст воюет с семейством злых змей.
Актёры на сцене, в гримах и костюмах, у людей (мамы, папы и сына) огромные маски, величиной в полтуловища. А куклы животных – в руках у кукольников, играют одновременно и кукла, и актёр, и этот приём создаёт символический смысловой объём: кукла – это тело, кукловод, управляющий им – его душа. Когда Рикки убивает первую змею, Карайт, её тело, как верёвка валяется на сцене, а душа исчезает, уходит за кулису, откуда бьёт яркий свет. Кукла мангуста – подвижная, резкая в движениях, любой лапкой может почесать любую часть тела, куклы змей – гибкие, коварно извивающиеся, в змей превращаются руки актёров, надевших длинный змеиный чехол. Кульминация спектакля – это схватка Рикки с двумя коварными кобрами. Когда Рикки убил Нага, мальчик 4+, сидевший рядом со мной радостно захлопал в ладошки, я тоже порадовался – добро побеждает зло!, а маленькая девочка 3+, из первого ряда, испугалась и громко-громко заревела, её вынесли из зала.
Через весь спектакль рефреном, сопровождая жизнь и сражения маленького мангуста, проходит стихотворение Киплинга «Заповедь», строфы из него читает голос за сценой:
Владей собой среди толпы смятенной,
...
Верь сам в себя наперекор вселенной,
...
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
...
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту всё, что накопил c трудом,
...
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
...
Тогда весь мир ты примешь как владенье
...

В финале все герои выстраиваются в шеренгу друг другу в затылок посреди руссо-индийских джунглей, звучит индийская мелодия, актёры в такт ей асинхронно двигают руками, и с центральных мест зрительного зала видно, что вся эта живая колонна превратилась в многорукого Шиву, индийское божество, воплощающее все мировые начала, олицетворяющее все человеческие заповеди и ипостаси, в том числе и киплинговскую.
Рикки-Тикки-Тави
Tags: БТК, Кудашов, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…