Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Заповедь

Редьярд Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» Большой театр кукол, режиссёр Руслан Кудашов, 2015

Визуальное решение спектакля построено на образах живописи Анри Руссо. На сцене те самые таинственные причудливые джунгли художника-примитивиста, где тигр сражался с быком, теперь тут отважный киплинговский мангуст воюет с семейством злых змей.
Актёры на сцене, в гримах и костюмах, у людей (мамы, папы и сына) огромные маски, величиной в полтуловища. А куклы животных – в руках у кукольников, играют одновременно и кукла, и актёр, и этот приём создаёт символический смысловой объём: кукла – это тело, кукловод, управляющий им – его душа. Когда Рикки убивает первую змею, Карайт, её тело, как верёвка валяется на сцене, а душа исчезает, уходит за кулису, откуда бьёт яркий свет. Кукла мангуста – подвижная, резкая в движениях, любой лапкой может почесать любую часть тела, куклы змей – гибкие, коварно извивающиеся, в змей превращаются руки актёров, надевших длинный змеиный чехол. Кульминация спектакля – это схватка Рикки с двумя коварными кобрами. Когда Рикки убил Нага, мальчик 4+, сидевший рядом со мной радостно захлопал в ладошки, я тоже порадовался – добро побеждает зло!, а маленькая девочка 3+, из первого ряда, испугалась и громко-громко заревела, её вынесли из зала.
Через весь спектакль рефреном, сопровождая жизнь и сражения маленького мангуста, проходит стихотворение Киплинга «Заповедь», строфы из него читает голос за сценой:
Владей собой среди толпы смятенной,
...
Верь сам в себя наперекор вселенной,
...
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
...
Умей поставить в радостной надежде,
Ha карту всё, что накопил c трудом,
...
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: "Иди!"
...
Тогда весь мир ты примешь как владенье
...

В финале все герои выстраиваются в шеренгу друг другу в затылок посреди руссо-индийских джунглей, звучит индийская мелодия, актёры в такт ей асинхронно двигают руками, и с центральных мест зрительного зала видно, что вся эта живая колонна превратилась в многорукого Шиву, индийское божество, воплощающее все мировые начала, олицетворяющее все человеческие заповеди и ипостаси, в том числе и киплинговскую.
Рикки-Тикки-Тави
Tags: БТК, Кудашов, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…