Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Горе от ума

Мольер «Мизантроп» Театр Комиссаржевской, режиссёр Григорий Дитятковский, 2017

Очень стильно и красиво. На сцене павильон, стены, потолок, немногочисленные предметы интерьера и мебели, камзолы и парики слуг просцениума изготовлены в одном цвете, густом насыщенно тёмно-красном. В потолке – прямоугольный люк, оттуда иногда льётся свет, судя по его оттенку – божеский свет. Одежда же персонажей стилизована под костюмы и платья пушкинской поры, почему? – это станет ясно в финале. Поэтический перевод Т.Щепкиной-Куперник, сделанный отчасти в строгом классицистском каноне, звучит пружинисто и сочно.
Все персонажи – люди как люди, как-то устраиваются, как-то приноравливаются к реальности, к обществу, только главный герой – ярый максималист. Он предъявляет высокие требования и к себе, и к окружающим, он – пылкий, умный, честный, неравнодушный, страстно артикулирует свои мысли, которые возмущают тамошних столпов. Несчастная любовь, причина которой банальна – она его не любит, и вот перед нами человек, ставший тут, в этом замкнутом красивом мире-пространстве лишним, лишний человек. Мажордом просцениума приносит тайную весть о его готовящемся официальном преследовании. Лишний человек произносит свой финальный монолог, это пушкинские слова «Из Пиндемонти»:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…

И исчезает навсегда меж раздвинувшихся красных стен этого мирка.

Мизантроп
Tags: Дитятковский, Комиссаржевка, Мольер, театр
Subscribe

  • Синдром Александра Блока

    Фанфан – аромат любви / Fanfan, режиссёр Александр Жарден / Alexandre Jardin, Франция, 1993 Я люблю, и любуюсь, и жду Переливчатых красок и…

  • футляр, футляр

    Альфредо, Альфредо / Alfredo, Alfredo, режиссёр Пьетро Джерми / Pietro Germi, Италия, Франция, 1972 Некогда говаривали: брак – это как осажденная…

  • эгоизм vs. любовь

    Студентка / L'etudiante, режиссёр Клод Пиното / Claude Pinoteau, Франция, Италия, 1988 Впрочем, любовь не заглядывает в метрические записи. Никто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment