?

Log in

No account? Create an account

Театральный континуум

О жизни и смерти в зеркале сцены

Previous Entry Share Next Entry
Путь в саморазрушение
sk
jeanix
Пётр Чайковский «Пиковая дама» Большой театр, режиссёр Римас Туминас, 2018

Большой оперный режиссёрский стиль Туминаса в «Пиковой даме» узнаваем, солисты вместе с хористами не просто поют, но и весьма выразительно играют, как в психологическом театре. Туминас – режиссёр музыкальный, и потому эта игра весьма точно ложится на музыку. Оркестр под управлением Тугана Сохиева звучит идеально, не заглушая певцов, каждая пропетая фраза различима. Есть в спектакле и символический слой, собственно, этот пласт символов изначально имеется в музыке Чайковского, начиная с увертюры, где в виде музыкальных мотивов присутствуют светлые образы – «любовь+Лиза» и тёмные – «три карты+графиня».
На сцене две серые каменные стены, расположенные перпендикулярно друг другу, левая оконтуривает сценическую площадку, правая, оканчивающаяся коринфской колонной, врезается почти до середины сцены. Искусное освещение меняет цветовую насыщенность этих стен, от светло-серого, до тёмного, почти чёрного, параллельно меняется и цвет задника, в зависимости от музыкальной части, светлые лишь первые картины в первых двух действиях – «Летний сад» и «Бал», сцены в доме графини, и три последних – «В казарме», «Зимняя канавка» и «Игра» – тёмные. Собственно, эта опера – это трагедия человека, мечущегося между светом и тьмой, между светом любви и пиковой тьмой наваждения. Герман – влюблённый, увлекающийся, внутренне неустойчивый человек, во время гуляния в Летнем саду, где он ожидает свою любимую, он подслушивает рассказ Томского о его бабушке-графине, и морок наваждения входит в этот момент в него как болезнь, как вирус, музыка во время этих болезненных всполохов буквально зрима – «три карты! три карты!». Есть и пронзительное предчувствие грядущей катастрофы, это происходит в летнем саду при первой встрече всех главных героев, в квинтете, первая фраза которого у каждого из героев, Лизы, Германа, Графини и Елецкого начинаются со слов – «Мне страшно!» Этот страх иррационален, ещё ничего не произошло, лишь чуть потемнело, но будущее разрушение жизней этих людей неизбежно.
Замечателен Эйвазов в роли Германа, и голос его, и внешность представляют колеблющегося, шаткого, раздробленного внутри человека, неуклонно скатывающегося в саморазрушение, предварительно разрушающего жизнь своей возлюбленной. Интересно поставлена финальная сцена игры, она происходит в каком-то деловом клубе, где люди в строгих костюмах за столом ведут деловые переговоры, прибегает воспалённый Герман со своей idee fixe, и … случается то самое последнее страшное, путь саморазрушения героя завершён. Финальный хорал звучит как заупокойная молитва по нему:
«Господь! Прости ему!
И упокой его мятежную
и измученную душу»

Пиковая дама


  • 1

Программка

Пётр Ильич Чайковский
ПИКОВАЯ ДАМА
Опера в трех действиях
Либретто Модеста Чайковского по одноименной повести Александра Пушкина

Дирижер-постановщик — Туган Сохиев
Режиссер-постановщик — Римас Туминас
Сценограф — Адомас Яцовскис
Художник по костюмам — Мария Данилова
Художник по свету — Дамир Исмагилов
Главный хормейстер — Валерий Борисов
Дирижер — Туган Сохиев

Действующие лица и исполнители:
Герман — Юсиф Эйвазов (!!)
Томский — Геворг Акобян
Князь Елецкий — Игорь Головатенко
Чекалинский — Роман Муравицкий
Сурин — Вячеслав Почапский
Чаплицкий — Иван Максимейко
Нарумов — Владимир Комович
Распорядитель — Игорь Цуркан
Графиня — Лариса Дядькова
Лиза — Анна Нечаева
Полина — Олеся Петрова (!)
Гувернантка — Елена Новак
Маша — Оксана Горчаковская

Действующие лица в интермедии:
Прилепа — Альбина Латипова
Миловзор (Полина) — Олеся Петрова
Златогор (Граф Томский) — Геворг Акобян

оперативно!
вчера видела репортаж как раз
а ещё удивляюсь теперь в Инстаграм, какая Нетребко классная в жизни , ну и Юсиф Эйвазов с ней, конечно же :-)

оперативно?

Я 15 февраля был, в день первого показа.
Сидел в 4-ем ряду, Нетребко как раз чуть позади, в шестом. Она невероятно классная! Мне даже татуировки на её плечах понравились, хотя терпеть не могу татуировок на женском теле.

RE: оперативно?

Это не тату, а платье), на бесцветной арганзе аппликации. Вот имене дизайнера не помню.
Мне кажется, про Айвазова, каждый видит всегда свое, кто бы не пел.

Re: светлые лишь первые картины

мне понравился режиссерский акцент на хорошую погоду в первой картине (и свет, и хор так поставлен, и впервые на "Пиковой даме" понятно зачем там дети)
это создает контраст с последующими сумрачными сценами "игр взрослых"

Re: впервые на этой «Пиковой даме»

Для меня тоже многое впервые на этой «Пиковой даме»:
- Впервые отчётливо слышишь текст, каждую пропетую фразу, каждое слово.
- Впервые Герман представлен не игроком, не больным на голову, а человеком, заблудшим, мятущимся человеком.
- впервые так убедительно, так внятно, так театрально и так музыкально сформулирован месседж этой оперы.
- многие сцены заново проявились, открылись, и дети в летнем саду, и попадание вируса «три карты» в сердце-голову Германа, и вставная интермедия, и квинтет «Мне страшно!», и финальная эпитафия главному герою. Она всегда звучала чисто вокально, без инструментального сопровождения?

А контраст между светом и тьмой – это одна из главных режиссёрских фишек этого спектакля, мощь её в том, что она очень точно соотносится с музыкой. И очень тонко этими контрастами Туминас играет, не грубо: белый-чёрный, а разными оттенками светлого и тёмного, и сценографии, и в освещении, и в костюмах.

Re: не грубо: белый-чёрный

да, это важно, много оттенков серого и они очень богатые, выразительные (например, в интермедии)
это отчасти компенсирует пустоту сцены и бедность декорации из подбора (собранной из фрагментов декораций к предыдущим постановкам)

Re: декорации из подбора?

У Вас и Краменко из подбора, теперь Яцовскис... Декорация была оригинальной, выразительной.

Я бы говорил не про оттенки серого, а про оттенки светлого, в этом светлом, особенно в костюмах хора был не только серый, и не столько серый, но и светлый аквамарин и другие оттенки светлого.

Олесе Петровой - !! и Головатенко - ! :)
Эйвазову можно и !!! поставить. он - стержень спектакля. зрители, попавшие на другой состав, - в полном разочаровании.

и я первый раз ясно слышала каждое слово, но только у Айвазова. очевидное-невероятное для меня. хор не всегда понимала (в бегущую строку подглядывала).
сцена с явлением призрака графини впечатлила. реально страшно было. )
игру света я не оценила, значит... может, в партере картинка другая.

эх, посмотрим, как долго продержится эта постановка. додинская почему-то быстро сошла.

Edited at 2018-02-20 12:51 am (UTC)

первый состав

Первый состав на то и первый, чтоб восхищать.
Внятное пение, слышимое каждое слово - думаю, что это заслуга режиссёра и дирижёра, Туминаса поставил такую задачу перед исполнителями и перед оркестром, во фрагментах репетиций видно, как он отрабатывал психологическую достоверность поведения персонажей, а какая может быть достоверность, если не слышно слов, лишь оперная достоверность. А Сохиев эту задачу великолепно решил.

Спектакль Додина не хотелось второй раз смотреть, а туминасовский хочется повторить, но опять с Эйвазовым, и с другой Лизой, какое-нибудь юное сопрано из ЦОП Вишневской пригласить, Анастасию Сорокину, например, не знаю, есть ли у неё в багаже эта партия.

Re: спектакль Додина...

(сама-то я не смотрела, но подруга напела))))
У меня подруга есть, которую я "просвещаю" Туминасом. Так вот она была на премьере "Пиковой дамы" Додина. Из ее отзыва "такое впечатление, что Туминас там тоже присутствовал".
(Но она у меня "не балетоман", как мы любим с ней шутить)

Re: "Пиковая дама" Додина

Спектакль был любопытный, с весьма оригинальной концепцией, под неё даже краткое содержание оперы в программке было переписано: "Заключённый в психиатрическое отделение Обуховской больницы, Герман вспоминает..." Уж не помню, было ли переписано либретто. На мой взгляд, всё объяснить сумасшествием - это самый простой подход. И приложимый к "Пиковой даме" - это подход одноразовый.
От Туминаса там ничего не было, ну совсем ничего. Дурдом - это не туминасовскаая модель мира.
Спектакль прошёл всего 5 раз:
27.02.2015
01.03.2015
03.03.2015
05.03.2015
15.05.2015

Re: зрители, попавшие на другой состав

зрители, попавшие на другой состав (в четвертый день) - в полном очаровании!
каждое слово было слышно у всех, не только у солиста

Re: в полном очаровании на 80%

8 баллов - это конечно неполное очарование. Это как полная жизнь на 80%.

Re: в полном очаровании на 80%

на 80% - неполное очарование от спектакля
на 100% - полное очарование от музыкального состава (солисты, хор, оркестр)

  • 1