Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

«Я виновен!»

Фридрих Дюрренматт «Визит старой дамы» Малый театр, режиссёр Илан Ронен, 2017

После открытия занавеса на сцене – живописная группа людей в серых одеждах, они пристально, с ожиданием в глазах, вглядываются в зал. Ждут Её. Формально – бывшую жительницу этого бедного города, а по сути – вершительницу их судьбы. Он тоже в этой группе ожидающих, Он тоже ждёт и искренне радуется вместе со всеми Её приезду. Он – это маленький человек в немодном костюме и мешковатых штанах.
Эйфория радости охватывает горожан – будет много денег, миллиард долларов, разделенный пополам между городом и жителями. С одним условием – в обмен на жизнь того, кто с Ней нехорошо поступил 45 лет назад, на Его жизнь. Вершительница судьбы города для Него становится вершительницей правосудия. Поначалу Он пытается всё отрицать, потом – спихнуть на срок давности – «Это было давно… молодо-зелено…». Горожане вместе с мэром-бургомистром поддерживают Его – «Правосудие не продаётся!» На самом деле всегда и всюду всё продавалось и продаётся. Когда-то он подкупил двух лжесвидетелей, а теперь она покупает город вместе с горожанами и правосудием.
Город желтеет, сначала по чуть-чуть – вещи, купленные горожанами в кредит, выданный в залог за его жизнь – всё жёлтого цвета, ботинки, у кого-то пояс, у кого-то кофта или рубашка. А маленький человек мечется, у Него глаза – загнанного зверька, «я... я погиб…» Он не может убежать от неизбежного.
А город стремительно желтеет, уже у всех жителей вся одежда жёлтая – на полицейском жёлтый мундир и жёлтая фуражка, священник в жёлтой рясе и фелони, бургомистр, и даже (о ужас!) – его жена и его дети, все в жёлтом, и даже пожелтели листья на деревьях в лесу, тут вспоминается мем придуманный одним русским писателем – «город жёлтого дьявола»! Израильский режиссёр дарит Малому театру новую меру условности и актёрской свободы – лес играют жители города, держа в руках ветки деревьев.
А что с Ним? В жёлтом городе он обретает свободу, из эгоистического состояния «Почему я?» Он переходит к пониманию и осознанию – «Я виновен». И принимает наказание. Перед смертью он отказывается помолиться, и говорит жёлтому священнику – «Молитесь лучше за наш город».
Финальная мизансцена – та же, что и в прологе, группа горожан, правда без одного человека, и в жёлтых одеждах, напряжённо всматривается в зал, видимо ждёт теперь уже грядущего правосудия над ними. Оно придёт?
Визит старой дамы
Tags: Малый, Ронен, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…