Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Рождение театра

Театральная реформа, о необходимости которой так долго говорили деятели театра, продюсеры, режиссёры и артисты – свершилась!
Пока, правда, только в сюжете одного спектакля.

Джеффри Хатчер «Кинастон» в Театре Табакова, режиссёр Евгений Писарев, 2017

Начинается всё с записи в ЖЖ XVII века театрала, описывающего своё восхищение спектаклем и великим Кинастоном, актёром, играющим женские роли, такова театральная традиция того времени, даже закреплённая законодательно. Потом мы смотрим этот спектакль, финал «Отелло», в роли Дездемоны – Кинастон. Играют крупно, величественно, это, действительно, великолепно, но при этом – ужасно. Ужасает напыщенная условность такого театра. Публика этого театра восхищается, но это – восхищение ритуальное, восхищение по привычке.
Далее происходит серия интриг, направленных против Кинастона, связанные с его необычной гендерной ориентацией, результатом которых является новое театральное законодательство, оно обратно предыдущему, теперь женщин (в т.ч. и Дездемону) на театральной сцене могут играть только актрисы. Кинастон-теоретик пытается донести до театральных деятелей и до главного зрителя, до короля, что в такой театральной конфигурации исчезнет само искусство театра, ибо женщину может играть только мужчина! Но – теоретические построения бессильны против хода времени, в том числе и внутри театра. Мы видим этот новый театр с женщинами актрисами, он несколько менее условен, но условность его нехороша, и он тоже ужасен. Кинастон пробует вписаться в новые театральные времена, пытается играть мужские роли, в них он приносит женскую условную томность и ненужное кокетство. Следует кризис, и у первой актрисы, новой взошедшей театральной звезды, и в театре (публика перестаёт туда ходить), и лично у Кинастона. Выход из этих кризисных тупиков находится внешне случайно, но внутренне закономерно, волею судеб. Кинастон репетирует с первой актрисой роль Дездемоны, очищая её от прямых женских штампов и добавляя искусство игры, и неожиданно сам решает играть Отелло. И мы видим этот обновлённый спектакль, мужчина в нём – истинный мужчина, раздираемый страстью-ревностью, а женщина – настоящая женщина, наполненная любовью, это – какой-то сверхтеатр, всё происходящее на сцене – и жизнь и театр одновременно. Зрителей этого театра приплющивает к стульям от потрясения, плющет и потрясённых зрителей в зале Табакерки. На их и на наших глазах происходит рождение нового театра, свободного от устаревших условностей, и вышедшего на новый уровень театральной достоверности и выразительности. Именно так в XX веке рождались великие театры – МХТ (примечание: театральный ХХ век начался 14 октября 1898 года), Современник, товстоноговский БДТ, Театр Любимова, Театр Эфроса, … Возможно так будут рождаться новые театры XXI века. Надеюсь, что так, а не методом вычитания театральных компонентов из театра – минус актёр, минус текст пьесы, минус режиссёр, в итоге: минус … театр.

Кинастон
Tags: Писарев, Табакерка, Хатчер, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…