Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Ну кто ещё хочет режиссёрского тела?

Всеволод Вишневский и Ася Волошина «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» в Александринке, режиссёр Виктор Рыжаков, 2017

Единого театрально-режиссёрского тела у спектакля нет, всё разрезано на отдельные сценки-эпизоды, собственно, жанр в афише так и обозначен – революционный концерт. Тут и пародийный комический балет с лебедями, телепузиками, суперменом, зелёными крокодильчиками и прочей телевизионной нечистью, и морской шансон, и рэп, и рок, есть лекция, есть и, рассыпающийся в труху, картонный театр марионеток, среди прочих в нём играется сцена расстрела офицеров, пробирающихся из германского плена домой. В концерте двое ведущих, торжественно одетых и празднично улыбающихся, кажется, вот-вот и они важно объявят: «Музыка Серафима Туликова, слова Николая Доризо, песня о …», но они объявляют матросский полк, ушедший на фронт и погибший. Они, мёртвые, выходят из глубины и темноты сцены в проём, в белых бушлатах и бескозырках, с набеленными лицами, движения замедленные, то ли зомби, то ли тени погибших революционных моряков, главные герои узнаваемы ещё до того, как они начнут произносить свой текст – вот Вожак, вот Сиплый, вот Алексей, вот коммунист Вайнонен, вот командир корабля, у него из головы почему-то торчит вбитый туда металлический штырь. Этот иллюзион мертвяков и исполняет все номера революционного концерта. Часть сцен – просто постмодернистский стёб, часть просто рассыпается в труху, часть лишние – например, лекция проспиртованного Сиплого про сифилис, или монолог Мэрилин Монро из Вознесенского, или из Достоевского про отрезанные детские пальчики, но присутствуют тут и кусочки настоящего театра – это розановский монолог про Русь, слинявшую в три дня, это и эпизод с чайками: зомби-матросы спускаются в зал, и рассаживаются на стульях, на сцену выходит современно одетый старик, присаживается на берегу моря, достаёт и надевает чёрную бескозырку, из другого кармана – чекушку водки и пластмассовый стаканчик, выпивает, занюхивает куском чёрного хлеба, и тут раздаются крики чаек, зомби-матросики по-чаячному кричат, это души погибших моряков, старик бросает чайкам хлеб, разговаривает с ними, и произносит буквально несколько фраз, и среди них: «Помнишь, как уходили из Керчи? …» И трагедия, в оптимистическом регистре, сыграна.
Tags: Александринка, Вишневский, Волошина, Рыжаков, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…