Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Peeping Tom

«Аустерлиц» режиссёр Сергей Лозница, Германия, 2016

Туристы в концлагере
Фильм представляет собой смонтированные документальные чёрно-белые съёмки толп туристов в музейных комплексах, оборудованных в бывших немецких концлагерях (Заксенхаузен, Освенцим и др.), снято в формате веб-камерной съёмки на средних планах – камера закреплена где-то на высоте груди и замаскирована, люди на неё внимания не обращают, кадры длинные, в среднем минут по 5-7-8. Жаркие летние дни, люди одеты в туристическую «униформу» – кроссовки, шорты, футболки, бейсболки, за спиной – рюкзачки, в руках планшеты, фотики, смартфоны, планы музейной территории, мелькает надпись на обложке – 1936-1945. Организованные группы, парочки и компании, многие слушают аудиогиды, другие – онлайн-экскурсоводов, звучит немецкая речь, испанская, английская, французская, итальянская. Туристы рассматривают, много фотографируют, идут, идут и идут, стоят в очередях. Музейные артефакты и объекты в кадр поти не попадают, в основном косвенно мы их видим – вот туристы ходят по тюремному коридору и заглядывают в камеры, что они там видят, зритель не узнает, вот они на тюремном дворе, или около газовых камер, вот возле открытых огромных печей крематория. Есть сценки, в которых поведение посетителей можно счесть некорректным, неуважительным или ёрническим: вот парочка, а потом и компания, делают селфи перед надписью на лагерных воротах «ARBEIT MACHT FREI», вот мужчина, подняв руки, фотографируется у расстрельного столба, вот девушка позирует на фоне раскрытой печи, где сжигали тела, вот позирующий турист облокачивается на разделочный стол в морге. Но таких эпизодов немного, не более десятка. В основном в кадре самые обычные люди, десятки, сотни, тысячи людей. Они рассматривают, разглядывают, наблюдают, фотографируют и фотографируют. Ничего другого на экране не происходит.

Подглядывающие
Во время и после просмотра возникают два вопроса:
1) Зачем люди ходят на экскурсии в концлагеря?
2) Зачем Лозница это снимает? Каков месседж этого фильма, о чём он?
При соединении этих двух вопросов, и ответов на них, становится понятно, что режиссёр фильма = его героям, туристам, которые приходят в бывшие лагеря смерти подглядеть – КАК и ГДЕ ЭТО было, а режиссёр подглядывает за подглядывающими. Подглядывание – это увлекательное занятие. Туристы, режиссёр, а вместе с ним и зритель удовлетворяют свою страсть своего рода асексуального вуайеризма.

Я подглядываю, или Что больше всего понравилось
Вот эта девушка:

Но она была всего лишь в одном кадре, и к тому же со своим парнем. Как вы думаете, откуда она?

Название фильма
Оно зашифрованное. В Аустерлице концлагеря не было. Это – имя главного героя одноимённого романа В.Зебальда, я его не читал и не планирую к прочтению, поскольку он, как и недавно промелькнувшая в золотомасочной программе пьеса Майенбурга «Камень» адресованы германской аудитории. Название фильма я расшифровал при помощи гуглояндекса.
Tags: Лозница, кино
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment