Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Белый сон и кровавая явь

Георгий Фиртич «Белый. Петербург» СПб Театр Музыкальной комедии, режиссёр Геннадий Тростянецкий, 2015

Красный. 1905
Это, конечно, не Андрей Белый, из его романа взяты персонажи и сюжетная линия. И методом соцреализма, повёрнутого на 90°, из этого материала сделана оперетта, музыкальная комедия. Народ, рабочие – хорошие, поэтому на сцене они героические, с ясными лицами, красивые, с красными повязками, шарфами.

Буржуи, представители власти – плохие, потому они смешные. Террористы-бомбисты-большевики – очень плохие, потому на сцене они представлены опереточными комическими злодеями, с соответствующими гримами, ужимками и паучьей пластикой движений.

Музыкальная драма
После двух вставных романсов на стихи Блока «По вечерам над ресторанами» и «Девушка пела в церковном хоре» спектакль постепенно набирает драматизм. Главная драматическая фигура – сенатор Аблеухов, страдающий за сына-террориста-красное домино. Второе действие начинается с сильной драматической сольной партии Аблеухова, продолжается дуэтами восстановившихся супружеских пар – Аблеуховых и Лихутиных.

Шутки
Из опереточных шуток про классиков русской литературы, повстречавшихся мрачной петербургской ночью страдающему Аблеухову, удачной признаю лишь про сукина сына Пушкина на роликах. Гоголя, отдающего приказ снять шинель с замерзающего сенатора, и швейцара-Достоевского пуляющегося топориками – не принимаю.

Белый. Финал
Финал – мощный, искупающий квазисоцреалистический схематизм спектакля и дающий разгадку тайны первой части его названия. Раскаявшийся террорист Аблеухов-младший бредёт домой и убеждает себя, что террористический акт его, закладка им бомбы в сардиннице, был всего лишь наваждением, страшным сном, ведь не мог же он готовить убийство своего отца. Хор подхватывает эту мысль – сон, страшный сон. И когда все, в том числе и зрители, убеждаются, что это был сон, шаркающей стариковской походкой выходит верный старый слуга Фирсыч и приносит «сардинки», в тикающей металлической коробке. Звучит пронзительная музыка и под белый-белый снег, засыпающий всё белым цветом скорби, на белой стене проступает реальность, ещё более страшная чем сон – люди с винтовками, пулемётами, расстрелы, казни, убийства, в полутора-двух десятках кадров проходит вся кровавая история двадцатого и двадцать первого веков – первая и вторая мировые войны, … Беслан, Одесса, Париж, … Последний кадр – взорванный вчера вагон петербургского метро на станции «Технологический институт»… Хор и все участники представления кладут низкий поклон жертвам террора, как бы поминая их, зал встаёт, редкий случай единения театра и зрительного зала, трагического прикосновения театра к болевой точке реальности.
Tags: Золотая Маска, СПб Музкомедия, Тростянецкий, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments