Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Между светом и тьмой

Иван Гончаров «Об-ло-мов-щи-на…» в ГИТИС-РАТИ, режиссёр Герман Сидаков, 2003

Свет
Аудитория РАТИ 46а, в которой играется спектакль – это большая, чёрная, угловая комната – три окна по одной стене, три по другой, у третьей стены сидят в три ряда зрители, в четвёртой – входная дверь. Окна закрыты распашными ставнями, которые открываются внутрь, створки чёрные внутри и белые снаружи, со стороны света. Распахиваются ставни, комнату заполняют Свет, женщины в белом и ласковые женские голоса, которые наперебой нежно и с любовью повторяют: «Илюша… Илюша…», это – мать Обломова, няньки его, а вот и он сам – весёлый, счастливый юноша, а вот его, грудного младенца нянчат на руках заботливые женские руки, мы вместе с Ильёй Ильичём в деревенском доме, в Обломовке и одновременно мы в его воспоминании. Обломов В.Скворцова убегал от чуждого ему суетливого мира в игру, местопребыванием Обломова Алексея Агапова был диван, на котором он возлежал, пока не превращался в нечто полужидкое, Обломов студента РАТИ Сергея Аброскина стремится к Свету, Свет этот, заливающий чёрную комнату едва только приоткрываются ставни, является для него субстанцией его воспоминаний, грёз, мечтаний. Свет – это мир, в котором живёт и грезит Обломов, Свет – это воздух, которым он дышит. Чужой ему мир – это темнота. Неприятные ему люди (Тарантьев, Алексеев, …) приходят тогда, когда все ставни закрыты и в комнате полумрак, ставни открыты – это значит, Илья Ильич погружён в свои мечты и грёзы, или приехал Андрей Штольц или Ольга Ильинская. С любимой и любящей его Ольгой он порвёт только лишь потому, что испугается будто он не соответствует тому высочайшему Светлому идеалу, который он выносил в мире своего Света, в идеальном мире своих мечтаний. Агафья Матвеевна - это тоже Свет. Очень трогательно смотрятся первые встречи И.И. с Ольгой и Агафьей Матвеевной: они стоят в темноте у закрытых окон, лицом друг к другу, чуть-чуть приоткрывая створки ставен, и оттуда узкой полоской бьёт Свет, это свет их душ, которые они приоткрывают навстречу друг другу. Свет, затопляющий комнату, является в этом спектакле одним из главных действующих лиц, Свет заливающий аудиторию 46а и созидающий Мир Обломова – такой яркий, такой широкий, такой полнокровный - потому, что дневной свет, падающий из Собиновского переулка (спектакль начинается в 16:00) сливается с умелой подсветкой специальных прожекторов. Вот это стремление к Свету, к идеальному, и называют герои спектакля, в том числе и сам Илья Ильич, Обломовщиной.
Об-ло-мов-щина…

Тьма
Странное дело: чем больше этот человек стремится к Свету, к идеальному миру, который он носит внутри себя, тем больше он погружается во тьму. И вот он уже полупарализованный, речь его затруднена, он беседует в полусумраке комнаты с Андреем. И вот комнату опять заполняют Свет и голоса – они поют, они зовут: «Илюша… Илюша…» Но всё совсем-совсем не так, как в самом начале, тогда голоса словно наполняли Обломова, они были ласковы, они были обращены к нему, а сейчас они безучастны, они словно мячики мелькают мимо. Обломов делает шаг и говорит: «Я здесь!» и … погружается во ТЬМУ, в вечную тьму, такую тёмную после яркого света и такую неизбежную. Он … умер.
Tags: ГИТИС, Гончаров, СТИ, Сидаков, театр
Subscribe

  • Дегустация. Продолжение

    Мне мимо носу решето С клубникой проносили летом. Марина Цветаева. Феникс (1919) Продолжаем дегустировать вкусное антиковидное. Сегодня…

  • Свежее антиковидное средство

    Нам с сестрой тоже позволяли кушать клубники сколько угодно. Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука (1856) Говорят, что помогает…

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment