Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

От милоты к пустоте

О моя юность! О моя свежесть!
Н.Гоголь


Антон Чехов «Серёжа» в театре Современник, режиссёр Кирилл Вытоптов, 2011

Начиналось всё очень мило, весело и очаровательно, вдоль школьной доски во всю ширину другой сцены, исписанной пушкинским евгенионегинским стихом, движется школьный учитель и читает Пушкина: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей; кто чувствовал, того тревожит призрак невозвратимых дней: тому уж нет очарований», за ним неотступно следуют девочки гимназистки: «Сергей Васильич! Сергей Васильич! Вы обещали рассказать!...» Потом девочки несутся вдоль доски, что-то подчёркивают в меловых онегинских строчках, стирают отдельные слова. Это своего рода эпиграф-пролог о милой беззаботной юности и грядущих призраках зрелых дней.
Два молодых человека, Серёжа и Полянский, ухаживают за двумя юными девушками-сёстрами, катаются на лошадях, дурачатся, пьют чай, играют в фанты – поцеловать няню, пройти восемь кругов по дому и т.п., гадают друг другу по томику стихов Н.Заболоцкого, поэта из их будущего, всегда выходит прикольно и смешно. По взглядам и движениям можно угадать кому кто нравится и кто за кем ненавязчиво ухаживает.
А потом … предложение, свадьба и взрослая семейная жизнь. А она уже почему-то имеет другую, не такую мажорную тональность. А первая пустота, первый провал возникает, когда умирает Серёжин друг и коллега, учитель, ничем не примечательный человек, говорящий тавтологиями. И образуется пустота, буквально. Пол опускается, образовывается провал. Он зарастёт, а следующий пустотный провал возникнет, когда Серёжа, сам не зная зачем, изменит своей супруге с женой своего друга, пол будет опускаться чуть не под их переплетёнными телами, парочка любовников зависнет на краю провала.
В образ пустоты сублимируются страхи и непонимание жизни чеховско-вытоптовскими героями, их растерянность и потерянность, молодость прошла, а «Как и зачем жить? Кто эта женщина, что называет меня своим мужем?».
В финале, они втроём, Серёжа и две сестры, опять гадают по стихам Заболоцкого, но уже тускло и вяло, получается пророческое, про него, про его потаённое желание: «который вырвался из пропасти вселенной…», а следующее гадательное предсказание ещё страшней – пустая строка, пусто. Пустота. Жизни пустота.
Tags: Вытоптов, Современник, Чехов, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…