Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Жизнь и судьба

Пётр Чайковский «Евгений Онегин» в Михайловском театре, режиссёр Андрий Жолдак, 2012

Жолдак поставил символистский спектакль, в нём лишь два цвета, два цветосимвола – белый и чёрный. Белый – цвет жизни, открытый свободный цвет. Чёрный – фиксирующий цвет судьбы. В этих цветах решена и программка, и занавесы, начальный занавес – белый квадрат на чёрном фоне, жизнь – в обрамлении, в раме судьбы.

Белое. Жизнь. 1 акт
Белая гостиная Лариных, белый лепной потолок, белые стены, белая ваза, девушки и их домашние во всём белом, белый-белый день, светлая жизнь вся впереди. Но – чу! Чёрные знаки судьбы сначала мелькают – собака чёрная придёт, карлик в белом с чёрной бородой проковыляет, Татьяна рассыплет по белому полу чёрные бусины судьбы. А потом откроется белая дверь, а там – чёрная-чёрная тьма, это таится судьба. И придёт Он, человек в чёрном, человек Её судьбы. И всё решено, помните – «… участь моя решена … А.П.». Она пишет ему письмо, в нём три страницы, две чёрных, одна белая. Чёрного, судьбоопредляющего, всё больше. На Ней чёрные бусы, знак её судьбы, его знак.

Белое-чёрное. Жизнь-судьба. Чёрно-белое. Судьба-жизнь. 2 акт
Боковые стены ларинской гостиной становятся чёрными, фронтальная стена – белая, здесь, в этом сжимаемом чёрными боковинами всё решится, здесь, на балу и на дуэли решаются, фиксируются судьбы этих людей. У девушек под белыми платьями проступает чёрное бельё – лиф и трусики, судьба женщин в руках мужчин. Фронтальная стена уйдёт вверх, а за ней будут деревья, деревья жизни с сияющими огнями счастья, после объяснения Татьяны и Онегина, эти огни для неё погаснут.
На дуэли секундант притаскивает в качестве разделительной полосы чёрный шкаф, они сходятся, выстрел(ы), Ленский падает в этот чёрный ящик как в гроб. Онегин льёт и льёт ему на голову белую жидкость жизни, молоко, словно пытаясь его оживить, но – судьба его уж определена.

Чёрное. Судьба. 3 акт
Здесь всё чёрное – стены, потолок, пол, было лишь три белые скатерти на трёх чёрных столах, да и их сняли. Всё зафиксировано и определено, Гремин этот незыблемый факт подтверждает-утверждает. Ковыляющий карлик – в чёрном, но с белой седой бородой, со следом прожитой жизни. Она в чёрном, и почти сливается с чёрном непроницаемым фоном, словно растворилась в своей судьбе. В сцене финального их объяснения, он одевает на неё белый меховой жакет – «вот она новая жизнь со мной», но она снимает его, срывает с себя и те самые онегинские бусы, её судьба другая, с другим – «я другому отдана и буду век ему верна». Финальные слова-крик Онегина «…о жалкий жребий мой!» звучат в абсолютной тьме. Падает занавес, это – чёрный квадрат, чёрный квадрат судьбы.

Эпилог
Звучит прелюдия к первой картине оперы. Чёрная гостиная, она и он, Татьяна и человек её судьбы, Гремин, оба в чёрном, жизнь их определена. Музыка обещает и будит ожидания чего-то нового. Здесь в этой чёрной комнате девочка в белом, их дочь, ей лет пять-шесть, она скачет по комнате, её жизнь – вся впереди, она рассыпает по чёрному полу белые бусины-шарики, белые шарики жизни.

Потрясение
Я потрясён. Впервые вижу такой цельный, такой мощный, такой живой символистский спектакль. Бело-чёрные и чёрно-белые символы Жолдака удивительно точно вплетены в музыку оперы, собственно живая ткань оперы состоит из этих символов, всех их не перечислить. Надо смотреть ещё раз.
Tags: Жолдак, Михайловский театр, Чайковский, театр
Subscribe

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 12 comments

  • Жидкие революционеры

    Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Николай Тихонов. Баллада о гвоздях (1919) Революционеры нулевых, прототипы…

  • Помутнение, или В душе покоя нет

    Фёдор Достоевский «Преступление и наказание», Театр Приют комедианта, режиссёр Константин Богомолов, 2019 Нет, батюшка Родион Романыч, тут не…

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…