Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Олигарх-2», или Герой нашего времени

Александр Островский «Последняя жертва» МХАТ имени Чехова, режиссёр Юрий Ерёмин, 2003

Свершилось!
Состоявшуюся в конце года мхатовскую премьеру «Последней жертвы» следует назвать исторической. И вот почему. Впервые в новейшей театральной истории России представлен в качестве положительного героя «Чичиков», предприниматель, капиталист, олигарх средней руки. Главным героем спектакля является Прибытков, человек, у которого всё прибывает: «денежки – к деньгам», в пьесе – купец в спектакле – капиталист, фабрикант.

И здесь очень сильно работает на спектакль перенесение времени действия пьесы на 30 лет вперёд. Начало XX и XXI веков чем-то перекликаются: тогда – ушёл феодально-крепостнический уклад, бурно развивался капитализм. Сейчас – ушёл русский социалистический уклад жизни, встал на ноги и растёт капиталистический строй. А прививка тогдашнего стильного модерна (от художника В.Фомина и художника по костюмам С.Калининой) нынешнему бесстилевому времени – это словно глоток живой воды. Причём в сценическом оформлении, в мягких изгибах павильона, в линиях витражей, можно увидеть элементы (цвет, формы) шехтелевского оформления здания МХАТ: театр, эта волшебная машина времени, вроде как перенёс нас из одного времени в другое, и показал, что … мало что изменилось.

Олигарх с человеческим лицом
Главному герою, Флор Федулычу Прибыткову, начинаешь сопереживать сразу же, едва он входит в комнату женщины, которую любит, причём любит сильно, искренне и вначале безответно. Когда Юлия произносит своё роковое: «Я выхожу замуж!», ему вроде как кто-то невидимый наносит удар ножом в живот, он чуть-чуть сгибается, приоткрывает рот, хватает воздух – у него перехватило дыхание, но он человек сильный, бывалый, находит точку равновесия.

Табаковский олигарх – человек просвещённый, завсегдатай Большого театра, театральных премьер и громких гастролей, и в живописи, причём не канонической (вспомним, ведь время действия – всего лишь начало XX века) разбирается – кубистическая «Содом и Гоморра» украшает его кабинет. Успешный предприниматель – развивает и расширяет производство, а значит, не знает и проблем со сбытом своей продукции, а это дело не простое.
Человек умный, хваткий, действие спектакля крутится, в общем-то, вокруг него, он сам задумывает операцию «Юлия Павловна» и тонко руководит ею, и добивается закономерного успеха и здесь. Совсем недавно про прибытковых говорили «новые русские», но про Прибыткова-Табакова никак нельзя сказать «новый русский», настолько плотно он укоренён в «почве», в жизни. Время детства и романтической юности русского капитализма проходит, наступает пора его прагматической зрелости, и театр фиксирует это.

Флор Прибытков и Васса Железнова
Премьера «Последней жертвы» состоялась во второй половине декабря 2003 г., одновременно с премьерой «Вассы Железновы» во МХАТе имени Горького, в этом есть какое-то мистическое совпадение. Эти спектакли взаимно дополняют друг друга, и составляют вместе замечательную пару: в центре обоих спектаклей положительный герой нашего времени, капиталист-предприниматель, представитель реального сектора экономики: в мужском МХАТе – мужчина, в женском – женщина. В обоих МХАТах главные роли играют руководители этих театров, играют крупно, сильно, играют как бы самих себя: Табаков – преуспевающего театрального олигарха, Доронина – руководителя огромного, но не слишком удачливого театрального дела. Дело Прибытковых – на подъёме, дело Железновых – на излёте. Но пройдёт каких-нибудь 20-25 лет, и всё изменится – Флор Федулыч уйдёт в мир иной, наследник его, прожигавший юные и молодые годы по клубам, да по казино, вырастит человеком никчёмным, а Юлии Павловне предстоит тогда примерить на себя судьбу Вассы Борисовны. Вот, что пишет об этом швейцарец Готфрид Келлер: «И всё же распределение собственности претерпевает из года в год некоторые изменения, а за каждые полвека меняется до неузнаваемости. Дети тех, кто вчера был нищим, сегодня – богачи, а назавтра их потомки с трудом стараются удержаться в пределах среднего достатка, чтобы затем либо обеднеть окончательно, либо снова вознестись». «Последняя жертва» и «Васса Железнова» асинхронно представляют зрителю на материале русской классики два лика судьбы предпринимателя, две линии предпринимательской жизни-синусоиды – рост, подъём и спад, распад.

Юлия
Холодная красота и прохладный темперамент актрисы М.Зудиной идеально вписываются в стиль модерн и в зиму Фомина-Ерёмина. Спектакль начинается с её движущегося на фоне ширмы силуэта, хочется воскликнуть – «Как красиво!», а ведь это верно, именно за этой красотой и охотился и добыл её удачливый олигарх. Это первая роль Зудиной, которая мне понравилась, оказывается в руках умелого режиссёра эта актриса совсем не безнадёжна.

Мальчик, но не муж
В роли Дульчина мне достался Матвеев. И при виде этого худенького, «деревянного» мальчика с ещё не сформировавшейся фигурой женщины падают в обморок («Ах, какой красавец!») – Не верю! У Островского все фамилии в пьесах «говорящие», Дульчин – от слова «dolce – сладкий», Сумрачный Дульчин-Матвеева скорее прогоркло-кислый. Нельзя ничтожно играть ничтожного человека, Дульчин Матвеева – просто никакой, Матвеев – ещё не актёр, он ещё только учится, но учиться на одной из ключевых ролей Основной сцены можно, если роль получается, здесь не получилось ничего! А ведь в труппе МХАТ есть статные красавцы в амплуа «герой-любовник» - Бероев, Белый, Хабенский. Не понятно, почему был выбран проигрышный вариант. Чтобы обеспечить лёгкую победу Табакову-Прибыткову? Этот сильный и самодостаточный герой в снисхождении не нуждается! Да и победа над сильным соперником («Манчестер Юнайтед», например) гораздо слаще выигрыша у какого-нибудь слабака («Уралан»).

Финал
Красивый кино-театральный «зеркальный» финал – это триумф героя нашего времени, героя победителя – красивая женщина рядом с ним, добротный особняк у него за спиной, шаг уверенного в себе человека, шаг хозяина жизни, что ещё человеку для счастья нужно?

Но есть в этом финале какая-то банальность, вроде мудрости «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным», которая вносит в этот триумф некую пресноту, кроме того, вспомним, что красавица на бывший предмет своей любви почти не оглянулось, чуть-чуть лишь повернула очаровательную головку. Неужели ВСЁ зажило без всяких швов?
Tags: Ерёмин, МХТ, Островский, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment