Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Рад бы в рай, да грехи не пускают

Я царь — я раб — я червь — я бог!
Гаврила Державин


Фридрих Горенштейн «Волемир» в Мастерской П.Фоменко, режиссёр Евгений Каменькович, 2016

Талантливая бредятина.
Георгий Товстоногов о пьесе «Волемир»



Странная пьеса, странный спектакль. Тут намешаны аляповатый абсурд и адюльтерная комедия (приходит муж домой, а там – …), ностальгия (по шестидесятым) и пародия, библейские аллюзии и идейные споры с просроченным сроком годности. Пародируются не только шестидесятые с их твистующими мелодиями, «Синим троллейбусом» и идеализацией математики и точных наук, но и Ф.М.Достоевский. Тут есть и Мышкин, правда не столь праведный (это – Волемир, своим странным видом и речами речами как бы проявляющий окружающих), холодная красавица жена-Аглая (тянущаяся к нему и, одновременно, отторгающая его), и блудница-Настасья Филипповна (жена соседа). Но странен и предмет наблюдения и исследования авторов – человек. В нём смешаны добро и зло, наивность и пошлость, чистота и грязь, божеское и дьявольское. Эти два вектора человеческого мира-волемира, вертикаль и горизонталь, символически отражены в сценографии: тут два места действия – дом отдыха и квартира, первое представлено в виде заляпанной наклеенными объявлениями стены, на которой просматривается кусочек «Сикстинской капеллы» Микеланджело, тот самый фрагмент, где рука человека тянется к руке Господа. А квартира сделана в виде склеенного из газет, сложенного воздушного змея, висящего, но так и не взлетающего. Не взлетевшего из-за разнонаправленных сил, действующих в человеке.

«Жизнь требует постоянного напряжения. Иначе она движется по дуге. Человек существует ради этого напряжения. Мы существуем ради напряжения, выпрямляющего дугу в прямую... Или в спираль...» В финале появится и звёздное небо, но будет мерцать оно в холодильнике ЗИЛ и под ногами главного героя, который взберётся на этот зиловец как на постамент. Звёздное небо под нами и всё остальное внутри нас.
Tags: Горенштейн, Каменькович, Мастерская Фоменко, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment