Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

В начале славных дел

Андре Гретри «Пётр Великий» Геликон-опера, режиссёр Дмитрий Бертман, 2003

Корабль и море
На сцене – парусный корабль, все паруса его (даже треугольные стаксели и кливера) представляет собой гобелены, все они вышиты в одном стиле, в одной морской цветовой гамме – серо-голубой, на каждой гобеленовой картинке – парусное судно и море или суда и море. Гаснет цвет, выходит дирижер (С.Стадлер), он в чёрной футболке, на спине у него нарисован памятник Петру I работы Фальконе (тайный смысл рисунка прояснится в финале). Гаснет в зале свет, звучит увертюра, на корабль проецируется фильм, в кадре море, волны, волны. Музыку Гретри слышу впервые в жизни, по фактуре она напоминает «недозрелого» Россини. Эти волны удивительным образом совпадают с музыкой, буквально физически ощущаешь, как аккорды вместе с волной взмывают вверх, а потом, ударившись об утёс, спадают, обволакивая его морской пеной.

Сюжет
Парусник этот строят плотники (где-то на верфи, видимо в Голландии) и среди них Пётр I, он работает в качестве простого корабельного мастера. По русской театрально-киношной историографии этот период жизни Великого Государя называется – «В начале славных дел». Первое разочарование – на корабле отсутствует природный материал парусного флота - дерево, парусник почему-то не деревянный, а металлический, сразу всё становится каким-то ненастоящим – труд плотников, работа-учёба Петра. Пётр I влюблён в местную красавицу – Катерину. Она – в него, кроме того, ни Катерина, ни все остальные немцы-голландцы не знают, что он – Государь. Вокруг этих фактов, не спеша, словно часовая стрелка, вращается сюжет.

Скрипка мастера
Как вдруг, Катерина обращается к дирижёру – «А теперь, маэстро, я прошу сыграть благотворительный концерт» (Катерина увлекается благотворительностью). Из-за кулис выносят футляр, открывают, там - скрипка, передают её дирижёру. Он берёт её в одну руку, в другую – смычок и им продолжает дирижировать, а потом – останавливает оркестр, разворачивается лицом к публике и исполняет на скрипке небольшой дивертисмент, в оркестре альты, контрабасы, скрипки тихонько, но выразительно ему подыгрывают. Играет он какое-то инструментальное произведение того же Гретри, потому что чувствуешь, что автор у этой музыки – тот же, только она более лирическая, видимо и за счёт того, что исполняется только на струнных. И сразу же спектакль получает объём, получает большую тему – Любовь, ибо играет гениальный скрипач о ней, о Любви, он играет о Любви Петра и Катерины.

Костюмы
Костюмы всех-всех героев сшиты из серо-голубой джинсы и удивительно гармонируют с морскими парусными гобеленами.


Комическая опера
Жанр «Пётр Великого» - комическая опера. Помимо вокальных, в спектакле много драматических сцен, когда артисты не поют, а говорят по-французски, по-русски с немецким акцентом и без оного. И тут становится заметно, что геликоновцы не умеют разговаривать на сцене, не умеют не петь, они сбиваются на напыщенную декламацию, кроме, пожалуй, Е.Гущиной, бывшей актрисы КМТ п/р Покровского, её Женевьева – комична, весела, естественна. А появившийся в роли Меньшикова (у него нет вокальных сцен) актёр театра Et Cetera В.Вержбицкий в драматических сценах просто-напросто переигрывает всю сборную Геликона.

Пётр I
Видимо потому, что Пётр в этой опере лишь в начале славных своих дел, его партия написана не для баса (как это ни удивительно!), и даже не для баритона, а для тенора! Петра играет студент Гнесинки Максим Миронов. Этот светлый шатен со слегка волнистыми, пушистыми волосами (внимание поклонницы Безрукова, Баскова и пр.!) – высок (рост - 2 метра или около того), красив, строен. Его высокий голос звучит легко, свободно, запросто берёт высокие ноты.

Финал
Народ приветствует русского Государя, который возвращается в Россию. Жорж (хозяин, у которого Пётр работал) дарит Петру свои мастерские, верфи, стройматериалы и прочие товарно-материальные ценности и богатства. Из-за парусника выезжает … медный всадник - словно с футболки дирижёра, точнее чуть-чуть уменьшенная копия этого петербургского памятника – конь из проволоки, а на нём Пётр Великий (Максим Миронов), величественно протянувший руку: «Здесь будет город заложён!». Народ ликует!
Tags: Бертман, Геликон-опера, Гретри, опера, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment