Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

«Лампочка – гори!»

Вуди Аллен «Парящая лампочка» в Театре Пушкина, режиссёр Александр Огарёв, 2003

Дилогия воспоминаний
Спектакль, несомненно, составляет вместе с РАМТовским «Стеклянным зверинцем» театральную дилогию, дилогию воспоминаний. Спектакли эти многое объединяет:
- место и время действия – Америка первой половины прошлого века; музыка – афро-американские блюзы, джаз того времени - пронизывает спектакли;
- топология и тематика пьес Т.Уильямса и В.Аллена близки и похожи друг на друга: дети выросли, и вот-вот выпорхнут из гнезда, семья в СЗ уже прошла свою точку полураспада, в ПЛ – приближается к ней. Отец в СЗ – давно сбежал из семьи, отец в ПЛ – по сути уже вне семьи, он приходит домой, чтобы отдать свои ежедневные жалкие 4 доллара жене и убежать к молоденькой любовнице, как только прозвенит телефонный звонок. И лишь матери (Арманда-Л.Гребенщикова в СЗ, Энид-Н.Попова в ПЛ) самоотверженно пытаются как то собрать эти свои гнезда, рассыпающиеся на ветру времени. Причём попытки их нелепы и неуспешны: Энид обнимает, целует и ласкает взрослого сына Стива (А.Воропанов), словно 2-3 летнего ребёнка, «Не жги костры! Не …!» Неужели кто-то из взрослых детей слушает эти родительские просьбы-мольбы?!
- главным событием в обеих историях является визит в семью человека извне, в СЗ – Джима, в ПЛ – Джерри Уэкслера (А.Сухов). Причём, в обеих историях матери придают этому визиту судьбоносное значение – в СЗ Джим должен стать женихом Лауры (сестры главного героя), в ПЛ – менеджер шоу-бизнеса Джерри должен вывести в этот шоу-мир старшего сына Пола (А.Анисимов), увлекающегося фокусами.
- хрупкость, удалённость и призрачность воспоминаний режиссёр воссоздаёт с помощью несколько воодушевлённой интонации, с которой герои произносят свои диалоги (в ПЛ) – в онлайне люди так не говорят, только- в далёком офф-офф-лайне воспоминаний, и с помощью игры света (в СЗ и ПЛ), организованной впрочем в обоих спектаклях художником В.Ковальчуком по-разному. В ПЛ ирреальный свет воспоминаний (трёх цветов) идёт снизу, из пола помоста-квартиры-комнаты, стоящего посреди сцены.

Фокусы
«Парящая лампочка» - новаторское явление: впервые в театральную ткань спектакля без швов вплетены элементы циркового искусства – фокусы, причём исполненные профессионально (консультант-постановщик – председатель гильдии фокусников В.Руднев). Фокусы становятся частью спектакля, организуя конфликты и раскрывая характеры героев. Самый яркий пример – отрезание галстука. Когда под «Ааа-аа-х!» наивной зрительницы Пол отрежет ножницами галстук, висящий на шее отца, надо видеть в этот момент лицо пострадавшего: «Ты что наделал?!» В нём столько боли за испорченную красивую и любимую вещь, столько досады на невозможность показаться в таком виде на глаза своей молоденькой подружки Бетти! И как отец радуется, когда из мешочка появляется целый и невредимый галстук. В этом коротком эпизоде характер отца прорисовывается выпукло и чётко – наивный, непосредственный, склонный к дешёвому пижонству, вспыльчивый, ограниченный, замкнутый на собственных проблемах. Фокус показывает не циркач-фокусник, а драматический артист, играющий начинающего фокусника. С каким интересом он заглядывает в свои волшебные мешочки-коробочки – «Получилось - не получилось?» И первый раз галстук из мешочка он достанет в разрезанном виде – «Забыл сказать заклинание!»
Парящая лампочка

Лампочка – гори!
Пол неуверен в себя, кроме того, он заикается, что постоянно усиливает его смущение. Перед началом и во время судьбоносного показа фокусов барственному продюсеру Джерри он смущён настолько, что еле передвигает ноги от смущения и волнения. Что-то не получается у него – он прерывает показ. «Слишком закомплексован! Из него ничего не выйдет!» - звучит вначале приговор шоу-бизнесмена. Пол готов отказаться от своего пути – «Буду заниматься фокусами в качестве хобби». И только мать, воспрянувшая после визита Джерри, увидевшего в ней женщину, верит в него – «Репетируй, Пол!». Спектакль заканчивается театральным «многоточием», фокусом «Парящая лампочка» - в темноте, не касаясь рук фокусника, парит светящаяся лампочка, любой талант – это есть такой же колеблещийся свет в темноте, талант – это свет в темноте жизни, не имеющий точки опоры во внешнем мире, источник же света – где-то внутри него самого. И как хочется в финале воскликнуть: «Лампочка, гори!», «Мальчик, верь в себя!», «Не оставляйте стараний, маэстро!».
Tags: Огарёв, Театр Пушкина, театр
Subscribe

  • без

    Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

  • Детство, которое всегда с тобой

    Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

  • Театру быть!

    Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment