Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Тайна русской души

Антон Понизовский «Обращение в слух» в Театре Сфера, режиссёр Марина Брусникина, 2015

В этом спектакле счастливо соединились: интересный и оригинально написанный роман Антона Понизовского, вкус Марины Брусникиной к современной прозе и её умение эту новую прозу на театре воплощать, и сферическое театральное пространство «Сферы».
В романе четыре героя – парень и девушка, муж с женой средних лет, все россияне, они застряли на горнолыжном курорте в Швейцарии из-за извержения европейского вулкана. Времени свободного много, они сидят в отеле, и под выпивку с закуской часами ведут разговоры. О чём? О России, о русских людях, о русской жизни, о загадках и тайнах русской души.

При чтении эти русские разговоры заграницей о русском напоминали мне многостраничные идейные споры-разговоры в романах Достоевского. Но вместо примеров из жизни, что любят приводить герои Достоевского, в романе Понизовского молодой герой, Фёдор, включает записи монологов разных людей, на его ноутбуке их целая коллекция из материалов некоего социологического исследования, где люди рассказывали о своей жизни. Я ожидал этих verbatim-включений, но, когда произошло первое, а затем, по ходу спора и другие, был потрясён. Фёдор включал запись в «театральном видеоноутбуке»: в зале вдруг начинал говорить человек не из театра, а из жизни, не артист, а зритель, сидевший рядом со мной, или в соседнем секторе, или напротив. Потом уже говорившего ловил прожектор, а Фёдор наводил на него видеокамеру и лицо человека из жизни крупным планом проецировалось на три стены. Режиссёру каким-то образом удалось вытравить у артистов традиционные эстрадно-сферовские интонации, было полное ощущение того, что говорят не артисты. В роли одной из рассказчиц verbatim-историй я вдруг узнал Ингу Оболдину, оказывается она теперь работает в «Сфере», и её рассказы были, пожалуй, самыми яркими и интонационно самыми жизненными, получается, что режиссёр так мастерски разложил этот дискуссионный социологический роман на голоса, такую настроил театральную игру, что иллюзия стала казаться реальностью. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что вот сейчас, после следующего рассказа, прожектор наведётся на меня и я буду говорить, я ведь тоже не артист, я – человек из жизни, я и план своей истории мысленно уже набросал.
О чём эти рассказываемые истории? О бедствиях и страданиях, о горе и радостях, о работе и о любви, о бедах и несчастьях, о боли и о невзгодах. Придумать эти истории невозможно, в них столько живых деталей и подробностей, предполагаю, что автор романа их тоже как социолог собирал. Четверо героев, обратившись в слух, и в театральное видео, наслушавшись историй из русской жизни, пытаются сформулировать суть русской жизни, суть и тайну русской души, заключённую в эту страшную и прекрасную русскую жизнь. Дмитрий Всеволодович, оппонент Фёдора, говорит об инфантилизме русского человека, загадка русской души в её инфантильности, ведь типичная русская история звучит так: «… угнали трактор и поехали на дискотеку в соседнюю деревню … заехали за водкой… водку выпили… трактор перевернулся, упал в реку … трое утонули … двое разбились …» Собеседники важного Дмитрия Всеволодовича с ним не соглашаются, я тоже не соглашаюсь. Ещё и ещё идут истории, одна другой жизненней, и уже в самом финале складывается своя история у двух героев этого спектакля-романа, и как-то само собой, не вербально, формулируется тайна/загадка русской души, вот же она, вот – «…».
«Тайна сия велика».
Tags: Брусникина, Понизовский, Сфера, театр
Subscribe

  • Десять ролей Нины Руслановой

    Жаловаться на судьбу не могу. Гневить бога не буду. Всё, что он мне дал, — за всё спасибо. И за счастливые минуты, и за ошибки. Нина Русланова. Из…

  • Валерий Гаркалин. 9 ролей

    Говорят, что время лечит. Не знаю, не уверен. По крайней мере мой опыт указывает на обратное. Возможно, для кого-то это и так, но теперь я…

  • Любовь как магнетизм

    Иван Тургенев «Отцы и дети» СПб ТЮЗ, режиссёр Георгий Цхвирава, 2008 Он любит только одно существо в мире, и те нежные мотивы чувства, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments