Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Categories:

Неси свой крест и … делай с ним что хочешь

Светлана Савина «Скрипка и немножко нервно» во МХАТе имени Чехова, режиссёр Александр Марин, 2003

Выживание
Зрители нулевого ряда сидят практически в обычной квартире, выстроенной на Малой сцене МХАТ. Квартира запущенная: обшарпанная мебель, битый паркет, потертые двери, посреди комнаты – набор ударных инструментов: барабаны, тарелки. Здесь живёт, точнее – не живёт, а выживает не слишком удачливая семья: Мать, сын (Старший), две дочери (Старшая, Младшая), и человек с огрызком имени – Апа (Е.Киндинов), отец Старшей и Младшей. Старший сын (В.Егоров), молодой человек богемного вида – несостоявшийся скрипач, работающий бухгалтером. Старшая (Я.Колесниченко), «синий чулок», закомплексованная старая дева, хотя молодость ещё не ушла, но уже ушла – работает бухгалтером, и, видимо хорошо работает, правда, приходит с работы, как будто пылью повседневности и унылыми обязанностями запорошенная. Младшая (Ю.Шарикова) – совсем юная девушка, ещё только вступающая во взрослую жизнь, но уже обречённая стать бухгалтером, прогуливает бухгалтерские курсы, как будто её это может спасти. Всех определила в надёжную и всегда востребованную бухгалтерскую профессию властная, даже деспотичная Мать (замечательная работа лучшей мхатовской актрисы начала XXI века Н.Кочетовой). В этом спектакле с музыкально-поэтическим названием, в спектакле о несостоявшихся и состоявшихся музыкантах, в спектакле, где эпизоды отделяются друг от друга короткими музыкальными фразами, где посреди комнаты, на протяжении всего спектакля, как памятник неизвестному музыканту, стоит комплект ударных, в этом спектакле героиня Кочетовой воспринимается как дирижёр, она сидит на стуле и, указывая пальцем, говорит: «Апа будет жить в проходной комнате… ты пойдёшь на курсы бухучёта… этого человека я привела для Старшей…», все ей молча повинуются. Дирижёр семьи, дирижёр жизни. Первое действие воспринимается как трагикомедия, очень смешная и грустная комедия о драме молодых существ, продирающихся сквозь «асфальтовый» пресс деспотизма властной матери. Монолог Матери «Талант – это тяжкий крест, сынок!» производит сильнейшее впечатление, переводит эту грустную комедию в драматический регистр, и очень многое объясняет в этой семье, в их бухгалтерской позиции выживания, а не жизни. В финале первого действия, в кульминационный момент, я настолько сроднился с этими непутёвыми героями, что очень хотел крикнуть Старшему и Младшей: «Ребята! Не слушайте Мать, делайте по-своему!». И, словно, услышав, Жана, они сделали именно такой выбор. Посмотрим, что из этого получилось.

Десять лет спустя
Между первым и вторым действием прошло 10 лет, а в квартире наших знакомых почти ничего не изменилось – всё та же обшарпанная мебель, те же обшарпанные люди, лишь сильнее посеребрились волосы у матери, заматерела Старшая, лишь скрючил радикулит Младшую, лишь превратился в алколоидную тень юный задорный Барабанщик, жених, а ныне муж Младшей. Один ребёнок не послушался Мать и … опять не живёт, а выживает. Другой ребёнок не послушался Мать и … Третий ребёнок послушался Мать и … Сюжетные повороты второго действия столь неожиданны, что критика смогла объяснить их непрофессионализмом неопытной драматургессы, а Nikolay вмешательством Бога, являющего одним из героев этой истории. На самом деле, МХАТ этим спектаклем демонстрирует уникальное свойство явления, называемого театром, его многовариантность. Жизнь, в отличие от театра – одновариантна, её нельзя переиграть, в театре – всё можно. Что лучше – нести свой крест (свой талант) и рисковать, или закопать его? Что лучше – быть послушным или непокорным? Двигаться в колее или прорубать свою колею? Жить или выживать? Театр не даёт готовых ответов, он просто демонстрирует самые разные варианты выборов и исходов, причём всё это на одном и том живом «материале» - на судьбах и жизнях одних и тех же людей. Театр, словно, говорит своим зрителям: «Неси свой крест и … делай с ним что хочешь». Каждый человек – демиург своей судьбы. Отсутствие «восклицательного знака» в финале спектакля гораздо убедительнее его назойливого присутствия.
Скрипка и немножко нервно
Tags: МХТ, Марин, Савина, театр
Subscribe

  • Красный призрак Победы

    Красный призрак, режиссёр Андрей Богатырёв, Россия, 2020 Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! Сергей Эйзенштейн. Александр Невский…

  • танцуй, танцуй-ножка

    Паркет / Parket, режиссёр Александр Миндадзе, Россия, Польша, Великобритания, 2021 Коси, коси-ножка, покоси немножко. Старинная детская…

  • 10 фильмов про лето

    Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Сергей Есенин. Анна Снегина (1924) 1. Лето с Моникой Sommaren med Monika Ингмар…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment