Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Входит свободный человек

Реджинальд Роуз «12 разгневанных мужчин» в Новом драматическом театре, режиссёр Вячеслав Долгачёв, 2002

Спектакль представляет собой редкий в нынешнее время образец хроникального театра. Весь спектакль – это заседание жюри присяжных (из 12 человек), которое должно утвердить или не утвердить приговор: признать обвиняемого в убийстве виновным или невиновным. На сцене комната, в которой лишь несколько столов, стулья, да аппарат CleanWater. В спектакле нет никаких театральных украшений – ни музыки, ни песен, ни танцев. Это театральный протокол одного заседания присяжных. Режиссёр (В.Долгачёв) растворяется в актёрах, которые играют настолько достоверно, что спустя несколько минут смотришь уже не «театр», а словно документальный репортаж. Присяжные входят в комнату медленно, каждый по отдельности, с неохотой – жарко, все устали после многочасового судебного заседания. Теперь надо проголосовать и утвердить очевидное решение – ВИНОВЕН. Быстро голосуют, с удивлением обнаруживая, что «против» только один присяжный.

Это история про то, что может сделать один человек, если он может противостоять ВСЕМ. А может он – всё, он может перевернуть неправильную ситуацию, сделав её правильной. Для этого нужно:
  • уметь противостоять гипнозу большинства, которое просто сминает своей массой любое противное ему мнение;

  • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уметь находить решения.

  • Для этого всего-навсего надо быть свободным человеком. И тогда в этом агрессивном большинстве проявятся лица, и они будут слушать и их будет больше и больше, и последние из большинства будут убегать потому, что оно уже стало меньшинством. Это история про то, как личность может победить большинство.

    МХАТ, которого сейчас нет
    Спектакль «12 рассерженных мужчин» стилистически и тематически очень похож на старые мхатовские спектакли так называемой общественно-политической репертуарной линии МХАТ – «Доктор Штокман» Станиславского и «Заседание парткома» Ефремова. Жизненность персонажей и ситуаций Станиславский, Ефремов и Долгачёв довели в этих своих спектаклях до крайнего предела. Спектакль Станиславского начинался с того, что Штокман (его играл сам Станиславский) входил в свою квартиру и молча долго что-то искал – высокий, с небольшой бородкой, он был с этих первых мгновений и до конца спектакля настолько достоверен в своих движениях, внешности, речи, что казалось, что это не артист, а человек с улицы просто зашёл на сцену. Так же молча входят присяжные Долгачёва в комнату заседателей, и молчание, никем не нарушаемое длится не менее 5 минут, не меньше, даже чуть больше, чем у Штокмана в комнате. Наивный деликатный доктор один противостоял сытому агрессивному большинству, которому Правда и Истина не нужны (как и большинству присяжных в самом начале заседания), и которое объявило его демагогом, «врагом народа». В этих трёх спектаклях за невидимой четвёртой стеной шёл не спектакль, а была настоящая жизнь– в спектакле Ефремова заседал партком (до начала заседания секретарши раскладывали бумагу и ручки), в спектакле Станиславского доктор Штокман читал свою лекцию и «сражался» с обывателями курортного местечка, в спектакле Долгачёва заседает жюри присяжных. С той лишь разницей, что в ефремовском спектакле четвёртая стена в финале прорывалась, когда парторг (Евстигнеев) обращался с авансцены к залу: «Кто за предложение коммуниста Потапова, прошу проголосовать!» У Долгачёва действие начинается за первой стеной, за задником – в темноте сзади подсвечивается задняя стена из материи и мы сквозь «дымку» видим присяжных в зале суда, и там же, за первой стеной спектакль завершается – в финале мы видим там же уходящих присяжных. Они приходят в сценическую коробку, за четвёртую стену, из-за первой стены, и туда же возвращаются. В «Докторе Штокмане» четвёртая стена была непроницаема.
    Tags: Долгачёв, НДТ, Роуз, театр
    Subscribe

    • без

      Валерий Печейкин «Человек без имени», Гоголь-центр – коллективное сочинение, 2021 Дыр бул щил убещур Алексей Кручёных (1912) Россия без царя…

    • Детство, которое всегда с тобой

      Михаил Зощенко «Лёля и Минька в Школе клоунов», режиссёр Михаил Левитин-младший, Театр Эрмитаж, 2013 Счастливая, счастливая, невозвратимая пора…

    • Театру быть!

      Михаил Дурненков «Вечно живые. История в лицах» Театр Современник, режиссёр Виктор Рыжаков, 2021 27 ноября. 11 вечера. Студия Просмотр «Вечно…

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic
    • 7 comments