Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

М и Ж, или Чудаки на букву М

Максим Горький «Чудаки» в театре Маяковского, режиссёр Юрий Иоффе, 2013

Декорация представляет собой конструкцию из некрашеных досок, в которой сходу узнаешь обыкновенную русскую дачу всех времён – домик, веранда, забор. Перед домом обычная дачная мебель – кресло-качалка, стол, стулья. Чистенько, уютно, смущает только одно - вся эта дачная конструкция: и дом, и забор – всё сильно наклонено в одну сторону. На полу белой краской начерчены пунктирные линии и маленькие квадраты. Пунктир обозначает границы объектов – веранды, стола, а в квадратики поставлены ножки стульев и стола, всё должно стоять на своих местах.


Это спектакль о мужском и женском, о мужчине и женщине, о муже и жене. Главные герои - писатель романтического направления Константин Мастаков и его жена Елена.
Вот заметки М.Горького для господ артистов из текста пьесы (считаю, что в спектакле они абсолютно точно соблюдены):
Мастаков - в каждый данный момент искренен.
Елена - беззаветно и честно любит мужа, убеждена, что в её позиции нельзя себя вести иначе.
Уже из этих горьковских характеристик можно заметить – насколько разные эти люди. Он – искренен в своём самовыражении, направленном на творчество, на наблюдение и исследование мира и людей. Для неё центр и суть мира – ОН.
Все остальные персонажи: соседи Мастаковых по даче, их знакомые или родственники, служанка – имеют либо чисто функционально назначение (любовница, служанка), либо собой тоже указывают на принципиальное различие мужского и женского.

Характеристики двух противоположностей М и Ж
Свойство М Ж
1 О чём разговаривают о всякой ерунде: о судьбах России, о ловле перепелов, о том опасном положении, в котором оказалась Россия, будучи изолирована Европой, о германской агрессивной политике, о судьбе человечества и т.п. о главном – о жизни, о любви
2 Алкоголь употребляют просто так употребляют только, если это необходимо для дела
3 Склад личности мечтатели, фантазёры прагматики
4 Тип мировоззрения романтики реалисты
5 Интересы весь мир ОН
6 Измена легко увлекаются женщинами, заводят любовниц исключено
7 Семейная роль ребёнок родитель
8 Правила сдвигают предметы из нормативных квадратиков расставляют предметы по нормативным квадратиков
9 Дом наклоняют дом возвращают дом в вертикальное положение
10 Конвенциональные свойства изменчивость устойчивость


Ближе к финалу одна из героинь, словно обобщая все эти мужские характеристики, назовёт мужчин чудаками. Ну а кто ж они, эти фантазёры, мечтатели, романтики, взрослые дети, философствующие и занимающиеся чем то необязательным?!
Спектакль этот – комедия, и очень смешная, все характеристики двух противоположностей М и Ж, прежде всего Константина и Елены, открываются в комичных ситуациях, которые суть проявления личностей этих героев, смешных для нас, зрителей – например, жена застаёт мужа целующимся с любовницей, а для персонажей – драматичных. Комический драматизм высшего накала – это, прежде всего, заслуга исполнителей главных ролей – Евгения Парамонова и Натальи Филипповой. Наивные широко открытые искренние глаза Константина и всё понимающая улыбка Елены, под которой скрыт ад мук и переживаний (из заметки М.Горького: «Её сдержанность - внешняя, а внутри она всё время жарко горит») – это тоже ещё одна характеристика двух противоположностей. Но всё же к финалу борьба противоположностей завершается их единством. Они ещё спорят, она делится своим беспокойством, он философствует: «Я - родился впервые, ребёнком, я счастлив тем, что молод... и - безгранично люблю всё это... всё живое! Я рад, что живу, пьян от радости жить, и мне хочется рассказывать всем, впервые рождённым…» Она встаёт, обходит стол, садится к нему на колени и целует. Объятие… поцелуй… и две противоположности поменялись ролями: она в эти мгновения – ребёнок, сидящий у родителя на коленях, он – родитель, бережно обнимающий и прижимающий своё дитя.
Tags: Горький, Иоффе, Маяковка, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments