Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Пять пудов безнадёжности

Антон Чехов «Чайка» Театр О.Табакова, режиссёр Константин Богомолов, 2014 </big>

Самая безнадёжная, самая мрачная «Чайка» из тех, что мне довелось видеть. Действие происходит в сумрачном обшарпанном театральном павильоне - сцена и ряды скамеек, на сцену с видеокамеры транслируется то, что происходит в зале на этих скамейках, театр - это всего лишь театр, всего лишь отражение жизни. А в жизни тут все несчастны, любят несчастливо и безнадёжно: Маша, Треплев, Полина Андреевна, Медведенко, Заречная. Тригорин не влюблён, но счастливым и его не назовёшь, пресыщенный, до отвала насосавшийся от жизни человек, живой труп с остекленевшими глазами. Дорн - отстранённый от всего и от всех наблюдатель. Сорин - скатывающийся в болезнь старый человек. Отчасти счастливыми можно назвать лишь двоих - Шамраева и Аркадину. Но первый - просто туп, чтобы понять, что происходит, в том числе и с ним, а второй приходится слишком много усилий прикладывать к своему «счастью», чтоб оно не укатилось.


Обжигают и погружают зрителя в безнадёжность две сцены.

1. «Под небом голубым есть город золотой»
Финал первого действия, Заречная только что объяснилась с Тригориным, он назначил ей в Москве адреса и явки для встреч, и ушёл, она стоит лицом к зрителям, такая молоденькая, свежая, в немодном синем платьице, и лицо её светится ожиданием любви и счастья, звучит песня Б.Гребенщикова «Под небом голубым есть город золотой... Кто любит, тот любим, ...», и мы, зная теорему «безнадёжности любви», чувствуя «трупный запах», исходящий от Тригорина, понимаем каким будет это её «золотое в голубом», её будущее.

2. «Константин Аркадьевич, я сильно изменилась?»
Второе действие происходит в том же театральном павильоне, только театра там больше нет, вместо скамеек для зрителей плотно расставлена мебель: кровать, письменный и обеденный столы, шкафы, вместо сцены - окно с решёткой, словно указывающей - «выхода нет».
Сюда приходит Заречная на встречу с Треплевым и её появление вызывает шок: вместо светящейся молоденькой девушки с ямочками на щёках мы видим седую обмусоленную жизнью женщину, вместо актрисы Светланы Колпаковой в роли Нины во втором действии Роза Хайруллина. Нина спрашивает - «Константин Аркадьевич, я сильно изменилась?» Треплев даже не знает что и сказать: «Да… Вы похудели … и у вас глаза стали больше…» Она по прежнему рвётся за ним!, к нему, туда и исчезает… Опрокинутый Заречной в безнадёжность, Треплев залезает в шкаф, как в гроб, как крышку захлопывает дверцу. Раздаётся глухой выстрел. Невозможно жить без надёжды.
Tags: Богомолов, Табакерка, Чехов, театр
Subscribe

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 71 comments

  • Я брожу словно тень средь теней

    Корпорация "Святые моторы" / Holy Motors, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 2012 Каннский кинофестиваль, 2012 год – номинация Можно…

  • Сюр соблазнов

    Дурная кровь / Mauvais sang, режиссёр Леос Каракс / Leos Carax, Франция, 1986 Берлинский кинофестиваль, 1986 год – номинация и утешительные призы…

  • Будут бить!

    Естественный свет / Természetes fény, режиссёр Денеш Надь / Dénes Nagy, Венгрия, Латвия, Франция, Германия, 2021 Берлинский кинофестиваль, 2021…