Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Пусть проигравший плачет

Александр Гельман «Профессионалы победы» в Новом драматическом театре, режиссёр Вячеслав Долгачёв, 2002

Жаркая осень 2017 года
Этим спектаклем мхатовский режиссёр-эмигрант В.Долгачёв продолжает развивать в окраинном театре у Лосиного острова общественно-политическую линию Московского Художественного театра, уже давно умершую в самой alma mater. В спектакле с документальной точностью воссозданы события предвыборной президентской компании лета – осени 2017 года, предшествующие выборам исторические события, приметы времени года столетия Октябрьской Революции:
- Смена в Кремле питерской группировки дальневосточной.
- Отселение всех чеченцев на Курилы и возвращение Курильских островов Японии (вместе с чеченцами). Зрительный зал встречает эту новость бурными и продолжительными аплодисментами.
- 82-летний юбилей патриарха отечественного театра народного артиста СССР О.П.Табакова.
- Поздравления вновь избранному президенту России от президента США Хиллари Клинтон.
- Персональные компьютеры размером с калькулятор образца 2003 года.

Теневой олигарх
За кулисами власти и предвыборной компании находится теневой олигарх традиционной олигархической национальности Ефим Макарович (Маркович) Миндлер. Он словно дирижёр или режиссёр кукольного театра управляет Игрой под названием Выборы. Артист Л.Дуров в этой роли удивительно похож на пожилого Б.А.Березовского – невероятное портретное сходство с БАБом образца 2017 года, такая же «жуковатость» в повадках и манерах, отрывистая речь, фонтан оригинальных и неожиданных идей. Художник-постановщик В.Боер построил ему «режиссёрский» пульт в виде прозрачной стеклянной будки, очень похожей на аналогичные сооружения-пульты главных злодеев из американских фильмов, которые громят Джеймс Бонд или Шварценегер.

Пусть проигравший плачет
Борьба за власть идёт такая упорная, такая жёсткая, что кажется - не выдерживает адского давления и напряжения мягкая человеческая душа и плоть. В финале выясняется, что плоть и души человеческие хрустят под каблуками победителей – профессионалов победы. Кто не помнит или не знает обстоятельств и результатов президентских выборов 2017 г., предугадать - кто победит, а кто проиграет, чем окончится схватка за власть – невозможно.

Спектакль интересен прежде всего:
- приметами российской жизни 2017 года, это такая ностальгия по будущему. Есть два диаметрально противоположных ответа на вопрос «Должен ли театр отражать жизнь?». Я среди тех, кто отвечает Да, мне интересен театр, отражающий, исследующий жизнь, а не украшающий её цветными, золотыми и серебренниковскими целлофановыми фантиками.
- тем, что он продолжает общественно-политическую линию МХАТа (и весьма для меня ценную), начатую «Доктором Штокманом», и угаснувшую «Чокнутой (Зинулей)». Помню, как ругались на спектакль актёры-участники в своих интервью – Козак, Феклистов. А мне спектакль и они в нём нравились. Кроме того, в нём одну из лучших своих ролей сыграла Майорова, и в этом спектакле я попрощался (как потом оказалось), с Ю.Богатырёвом, в «Перламутровой Зинаиде» я его уже не успел увидеть.
- самым главным: есть в спектакле Тайна, Загадка, и именно она является главным спектаклеобразующим элементом. Её все два действия (как и саму Жизнь) пытаешься разгадать.

Актёры
Долгачёв из категории тех режиссёров, которые растворяются в актёрах. В его спектаклях (МХАТовской поры, в театре Пушкина, в Новом, школе-студии, …) я никогда не видел плохой игры. В «Профессионалах» он достаточно одноплановым, не «объёмным» артистам Дурову и Щербакову, основываясь на пьесе, придумал интересные и очень им подходящие типажи «жука-олигарха» и «рубахи-парня».

Ну а женщины-актрисы - Новак и Мануйлова? Женщины, как и в жизни – непредсказуемы.
Tags: Гельман, Долгачёв, НДТ, театр
Subscribe

  • Андрей Мягков: роли, люди, жизнь

    Первая же кинопроба Мягкова оказалась попаданием в «яблочко». Я был приятно удивлен и очарован комедийным даром артиста, его легкостью и…

  • Василий Лановой. Театр, кино и вечность

    Сегодня мне кажется, что любая другая, пусть даже более благополучная и ослепительная, жизнь будет просто не моя. Вот поэтому, если бы сейчас…

  • Юрий Лахин. Восемь ролей

    В театре 1. Аристарх Владимирыч Вишневский – Доходное место, Сатирикон, режиссёр Константин Райкин, 2003 2. Мокий Пармёныч Кнуров –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment