Жан (jeanix) wrote,
Жан
jeanix

Category:

Дальше - темнота

Амбруаз Тома, Уильям Шекспир «Гамлет» Новая Опера, режиссёр Валерий Раку, 2000

Гамлет
Он появится в прологе из темноты и тишины на вершине деревянного помоста-горки, который расположен посреди сцены. Нервным жужжащим голосом скрипки тихо начнётся увертюра, а потом нудно-тревожная мелодия вдруг взорвётся громовым ударом басового барабана и с этого момента трагедийная музыка затопит всё пространство сцены, которое станет пространством трагедии. Гамлет спустится к подножию помоста и возложит цветы-венок - скорбь об убиенном отце переполняет его. Следующая сцена – бракосочетание Клавдия и Гертруды, благодаря прологу, мы видим это событие уже глазами Гамлета. На помосте королевская чета молодожёнов, придворные находятся в двух ямах рядом с помостом, откуда торчат лишь их головы, которые приветствуют короля и королеву, и сразу становится понятно - кто есть кто в датском королевстве. В оперном варианте трагедии отсутствуют многие (в том числе и ключевые) фигуры шекспировского сюжета – Полоний, Лаэрт, Розенкранц и Гильденстерн. И это понятно – опера А.Тома и трагедия Шекспира - это разные произведения, композитор и либреттисты использовал лишь отдельные образы и сюжетные линии трагедии.
Новооперский Гамлет эмоционален и открыт, влюблён - эмоции, переполняющие его, свободно изливаются в удивительной музыке. Всё на том же помосте-горке, вдвоём с Офелией он плывёт, словно в любовной лодке из глубины сцены почти до первого ряда партера. И видится влюблённым, что их взаимному счастью и любви не будет конца.

Помост судьбы
На этом же помосте Гамлету предстоит встреча с Призраком, который чётко не видимый, будет стоять на вершине горки (художник по свету – Г.Фильштинский), а Гамлет - у её подножия лицом к зрителям, освещённый мертвенно-белым светом; и до конца будет не ясно, где же произошла эта встреча – в воображении принца или наяву, что будет только усиливать трагедийность происходящего.

Мышеловка
В этой сцене ведущая роль принадлежит Хору: придворные спускаются в партер, в ожидании представления поверх белых масок бесцеремонно разглядывают зрителей. Спектакль бродячей труппы они смотрят присев на пол перед сценой, и им всё прекрасно видно – на месте оркестровой ямы - наклонная плоскость. В тот момент, когда Клавдий выдаёт себя – вопль ужаса вырывается у Хора и не стихает. Убийство всё-таки было и убийца ВСЕМ вдруг стал известен.

Офелия
Сильное эмоциональное впечатление производит трио Гамлета, Гертруды и Офелии: женщины спускаются в партер и словно молят зрителей, немых свидетелей их трагедии (или судьбу? – ведь судьба тоже нема), чтобы им вернули потерянного ими любимого сына и возлюбленного. Все трое трагически одиноки на протяжении всей сцены – их голоса не пересекаются между собой, и сами они рядом, но друг друга не видят. Неизбежность трагедии очевидна.
В драматическом театре и кино сцена сумасшествия Офелии мне всегда казалось какой-то не настоящей, слегка искусственной. В этом спектакле эту сцену убедительно решает музыка – перед нами девушка, потерявшая ВСЁ: любовь и будущее, а значит и жизнь. Её по-детски незащищённый голос, голос боли и отчаяния, ведёт её к мертвенно зелёно-голубому пространству авансцены – к воде, с помоста она, как с мостков, опускается в эту бездну, и ложится на дно, и мы видим, как вместе с музыкой из неё уходит жизнь.

Дальше – темнота …
Призрак опять приходит к Гамлету, взывает к нему: он не отомщён - Клавдий ведь ещё жив, он не смог его убить – во время молитвы Клавдия рука Гамлета поднималась, но мести так и не совершила. Но Гамлет равнодушен к словам Призрака - физически ещё живой, внутри – он, переживший смерть матери и любимой девушки, мёртв, душа его сгорела и испепелена, его уже ничего не трогает. Он уходит в темноту, растворяется в темноте, в вечной темноте …

Гамлет
Tags: Новая_опера, Раку, Тома, опера, театр
Subscribe

  • И Gorby такой молодой!, или Миша + Рая

    «Горбачёв», режиссёр Алвис Херманис, Театр Наций, 2020 Армянское радио спрашивают: а почему Горбачёв везде возит с собой Раису Максимовну?…

  • Про жизнь

    «Фаина. Эшелон» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Иосиф Райхельгауз, 2020 Внезапный оглушительный взрыв. Тьма и вопль всех голосов сразу.…

  • Театр как воспоминание

    «Все тут.» Театр Школа современной пьесы, режиссёр Дмитрий Крымов, 2020 Там, где – боже мой! – Будет мама молодая И отец живой. Геннадий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment